Елена Коваленко
Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта.
«Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две с лишним тысячи лет назад Гераклитом Эфесским, не устарели и поныне.
Перемены последних лет показали несостоятельность "стандартной личности". Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Поэтому я очень хочу научить моих малышей самостоятельно мыслить, самих сопоставлять факты и искать информацию, помочь им раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих. Ведь «цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». (Э. Хабборд)
Публикация «Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
К тому же, все, что может получиться из данного ребенка, определяется первыми шестью годами его жизни – это уже общеизвестный факт. Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. З. Зак, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Эти данные подчеркивают важность старшего дошкольного детства для поддержки и всемерного развития качеств мышления, специфических для возраста, т. к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно
В современном образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.
Но как найти пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность, личность, способную самостоятельно добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Стандарт дошкольного образования даёт педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств, как любознательность и активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, овладение предпосылками учебной деятельности - умения слушать и слышать, думать, рассуждать.
Формирование открытого демократического общества, права на собственное понимание мира и своего места в нем, также требует от каждой личности умения мыслить. Такое умение должно закладываться с самого раннего детства и определяется развитостью логических приёмов мышления.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Как результат, такие дети более свободны в своих суждениях и действиях.
Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников в процессе их познавательной дея-тельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно полно используются возможности игры, а именно она стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления.
Налицо противоречие между необходимостью развития логических приемов мышления дошкольников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей игры в решении этой задачи, с другой стороны.
Возникает проблема: каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений.
Способность «действовать в уме», приобретенная в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из доступных и увлекательных средств развития интеллектуальных способностей дошкольников являются развивающие игры. С их применением создаются условия для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства, а также творческого воображения и пространственного мышления. Поэтому, ведущая педагогическая идея опыта - в разработке инновационных подходов к организации и методике проведения развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования логического мышления, а его новизна - в разработке приемов использования развивающих игр для развития логического мышления в ин-теграции с созданием условий для формирования коммуникативных качеств, творческого развития личности ребенка.
Перспективность опыта - он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку, как уже упоминалось выше, обществу нужны творческие, мыслящие личности. Опыт может быть использован воспитателями детских садов, учителями начальных классов, родителями старших дошкольников, небезразличных к развитию своих детей и семейному благополучию.
Цель: определение содержания комплекса игр и условий их организации для развития логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития логических приемов мышления у детей старшего дошко-льного возраста.
Предмет: содержание комплекса логических игр и упражнений по развитию логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр и упражнений в процессе образовательной деятельности.
Цель работы и гипотеза определяют решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты развития логических приемов мышления старших дошкольников.
2. Описать содержание комплекса логических игр и упражнений по формированию логических приемов мышления у старших дошкольников.
3. Подобрать комплекс игр и упражнений для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определить условия их организации.
4. Экспериментально проверить педагогические возможности комплекса игр, на-правленных на развитие логических приемов мышления в образовательном процессе.
Эти задачи реализовывались через следующие этапы: 1 этап – констатирующий, предполагал обнаружение проблемы и планирование работы на год. 2 этап – формирующий, был направлен на развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр. 3 этап – контрольный, на котором диагностика доказала успешность выбранной технологии.
Теоретической основой исследования являются:
- положения и выводы психологии и педагогики о возможности и необходимости развития логических операций мышления у детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, З. А. Зак, Н. Н. Поддьяков и др.);
- результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников (З. А. Михайлова, Л. М. Фридман, В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, Е. Агаева, А. В. Белошистая и др.);
- принципы подхода к развитию логических приемов мышления дошкольников через включение детей в игровую деятельность (как ведущий вид деятельности дошкольников) при решении ими задач умственного характера (Л. А. Венгер, Л. Ф. Тихомирова, Н. И. Чуприкова, А. Савенков, М. Н. Перова и др.).
Основные направления деятельности
Подбор комплекса игр и упражнений для развития логических приемов мышления, определение условий их организации. Организация предметно-развивающей среды в группе. Взаимодействие с родителями. Работа с воспитателями.
Чтобы игры были интересны и доступны детям с разными уровнями развития, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка, в основу организации игр легли следующие принципы: дифференцированный подход в плане представления игрового материала - каждый из уровней имел свою степень сложности; комплексность и вариативность игровых заданий - один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр; «создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме).
Процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следую-щих подходов: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей); усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе; опера-тивная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т. е. субъект-субъектные отношения. Использование игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами: сознательности; активности (развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса); последовательности (от простого к сложному); доступности; наглядности; «опережающего развития» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»). Соблюдала установку Гленна Домана: «Если вы всегда будете останавливаться раньше, чем этого захочет ваш ребенок, то он сам будет упрашивать вас начать занятия, и вы не только не разрушите, но даже усилите его врожденную тягу к знаниям».
На первом этапе формирования логического мышления использовала игры и задания Михайловой, из детских журналов «Веселые картинки», «Мурзилка», в виде чертежей, рисунков, различных иллюстраций. Знакомила ребят с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера, вводила простые игры по методике Зака и Никитина. Главный приё м этого периода: обязательное использование проблемного вопроса «Почему?» (1. Какая фигура здесь лишняя и почему? 2. Почему выбрали эту дорожку выхода из лабиринта). Результат - Дети выполняли такие задания с большим желанием, стимулировались познавательные интересы детей. Решающую роль играла постепенно осознаваемая необходимость достигнуть определённой цели.
На втором этапе вводила игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов к игровым технологиям Никитина, Дьенеша, Воскобовича, Зака. Дети составляли по образцам и собственному замыслу интересные фигуры-силуэты из наборов к играм «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики Никитина», «Палочки Кюизенера». Для появления интереса к этим играм использовала приём «Создание ситуации удивления», рассказывая историю происхождения игры, формируя видение разнообразных продуктов в результате использования материалов игры. Знакомство с правилами игры проводилось в форме проблемной беседы с вопросами: из чего состоит игровой материал, на что из окружающего мира похожи его части, что можно создать из них, попробуете сами? Когда не получалось, вместе формулировали правила игры (рассмотреть свойства частей-фигур, научиться создавать продукт по образцу-картинке, силуэту, устным рекомендациям педагога, использовать все предложенные части игрового набора). Несмотря на кажущуюся легкость «копирования» дети поначалу допускали ошибки в соединении фигур. Тогда использовался приём «Не прямая подсказка, а наводящий вопрос». Процитирую слова В. М. Лизинского: «есть разные способы помощи детям. Наихудший – когда все от начала до конца разжевывается, и ребенок не попадает в зону трудности, и ему почти не приходится шевелить собственными мозгами. Важно подогревать … поощрение самостоятельности, стимулировать собственные поиски и помогать там и тогда, где и когда видно, что сам ребенок не справится. При этом важнее подводить к открытию, нежели сообщать уже готовые истины и решения». Результат - постепенно дети стали составлять фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным) и по замыслу без ошибок.
Позже ввела более сложную развивающую игру А. Зака «Поиск девятого». Все задания начинала с коллективного разбора типового упражнения, после чего дети самостоятельно выполняли аналогичные задачи на материале предложенных им рисунков. Для самостоятельной работы детей сначала использовался приём «Упрощённое задание». Путем рассуждений дети сами находили недостающие элементы, объясняя свой выбор.
Для того чтобы у детей не возникало стереотипное мышление при решении однотипных задач, использовался приём «Разные виды полей» : по типу элементов; по взаимному сочетанию элементов, образующих пару; по характеру повторяемости элементов в клетках и местонахождению свободной клетки. Все задания проверялись и анализировались в индивидуальной беседе с ребёнком или с использованием слайдов презентации. Приём использования информационно-коммуникационных технологий оживлял и ускорял процесс самоанализа и самоконтроля детей.
Чтобы помочь ребенку справиться с трудной задачей познания, применялись следующие приё мы:*Максимальное внимание уделяла отстающим детям. Новый материал с ними начинала разбирать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).*Постоянно поощряла все усилия ребенка и его стремление узнать что-то новое, научиться новому. *Исключила отрицательную оценку ребенка и результатов его действий. *Сравнивала результаты ребенка только с его собственными. «Каждый ребенок должен двигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твердо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование уверенности в своих силах, что является одной из главных характеристик свободной, творческой личности. *Применяла приём соревновательности, чтобы активизировать познавательный процесс и умственную деятельность детей.
На третьем этапе использовала игры из игровых технологий Никитина, Зака, Воскобовича в усложнении. Дети учились выкладывать узоры из кубиков. Составление нового узора – это творческая задача. Если в каком-то узоре ребенок «споткнётся», применялся приём «Не спешить с подсказкой». Но бывало и так, что узоры никак «не идут». Как быть? Использовала приёмы, помогающие детям освоить столь сложную для них задачу, «Наращивания фигуры» (к одному кубику «пристраивали» друг за другом остальные, постепенно выкладывая узор) или «Отсечение ненужного». Для поддержания интереса, активности детей использовала сказки и истории с превращениями одних узоров в другие. Ещё использовала приём составления описательного рассказа или сказки о предметах и фигурах, которые дети выложили сами или, работая в группе. Результат - формировалось умение общаться, развивалась речь.
На выходные дни детям предлагала придумать новые узоры дома. Дети, приносили зарисовки новых фигур, выполненные с родителями. Сколько гордости было у ребёнка, когда он выкладывал свой узор! Вот это удача! Такие удачи я оценивала с помощью добрых слов, награждений медальками, призами, занесением в «Тетрадь почёта группы», вынесением благодарности родителям. Система поощрения удач ребёнка активизировала их деятельность. Не стоит бояться «переборщить» с похвалой. «Ученые обнаружили то обстоятельство, что дети, которых часто хвалят, становятся более интеллектуальными, чем дети, которых часто ругают. В этом и состоит творческий элемент похвалы.» (Томас Драйвер)
Большое внимание уделяла партнёрским отношениям с родителями воспитанников и их педагогическому просвещение в вопросах использования игр для развития логики и мышления. Ведь именно родители играют ключевую роль в образовании своих детей.
Проведена большая работа с педагогическим коллективом по данной проблеме Педагоги заинтересовались играми Никитина, Зака, Воскобовича, Дьенеша, Кюизинера и уже применяют их на практике
Наблюдая за развитием детей в экспериментальный период, сделала выводы:
*у детей заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию; *повысился интерес к занятиям;
*возросла степень их активности и самостоятельности.
Диагностика уровня развития воспитанников показала положительную динамику высокого и среднего уровня развития на заключительном этапе обследования. Организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.
Возвращаясь к эпиграфу своего выступления, хочется привести тезисы из книги Гленна Домана «Гармоничное развитие ребёнка», своего рода «информацию к размышлению» : Разум - это результат мышления. Люди разумны только потому, что пользуются своими мозгами. Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем.
Важно помнить, что развитие интеллекта ребенка в дошкольном возрасте прямо пропорционально времени, которое вы уделяете этому занятию, а также усилиям, которые вы к этому прилагаете.
Библиографический список:
1. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе «Математика от трёх до шести». Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб. : Изд – во «Акцидент»., 1996.
2. З. А. Михайлова «Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб. : Детство – Пресс, 2007.
3. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ». – Воронеж. : ТЦ Учитель, 2007.
4. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» : Методическое посо-бие. – СПб. : Изд – во «Акцидент»., 1996.
5. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у де-тей дошкольного возраста : Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1989.
6. Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева «Практикум по развитию мыслительной деятель-ности у дошкольников : Учебно – методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –М. : «Гном – Пресс», 2000.
7. Т. И. Ерофеева Т. И. "Математика дня дошкольников",- М. : Просвещение 1992г.
8. В. И. Логинова "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Со-вершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в дет-ском саду". -Л. : 1990г.
9. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». — М. : Просвещение, 1991.
10. Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры». - М, Гея, 1994.
11. А. З. Зак «Как гусеница и муравей в гости ходили». Интеллектуальная игра для дошкольников. – М., изд. Российского открытого ун – та, 1991.
12. А. З. Зак «Как развивать логическое мышление у детей?» М., 2001.
13. А. З. Зак «Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет». М., 2003.
14. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» - М. : «Гном и Д, 2007.
15. Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» (набор игр с цветными счётными палочками Кюизенера, для детей 3 – 10 лет, СПб, «Корвет».
16. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург. ООО «Корвет». 2001г.)
17. В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», 2000.
18. В. В. Воскобович и его развивающие игры. Еженедельник «Школьный психолог» издательско-го дома «Первое сентября»,2000.