Регина Шагиева
Использование нетрадиционных техник в изотворчестве как средство развития дивергентного мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных техник в изотворчестве как средство развития дивергентного мышления дошкольников
Шагиева Р. Ш.
г. Альметьевск
Проблема развития творческого продуктивного мышления, начиная с самого раннего возраста, на сегодняшний день является одной из ключевых задач современной воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации. Решение этой задачи заключается в поиске новых подходов к организации образовательного процесса, инновационных программ развития дошкольника в дошкольной образовательной организации. В большинстве своем развитие дивергентного мышления в этих программах предусматривает когнитивное развитие, а не на раскрытие творческого потенциала ребенка и реализацию своих потребностей.
Публикация «Использование нетрадиционных техник в изотворчестве как средство развития дивергентного мышления дошкольников» размещена в разделах
Большинство исследователей (Д. Гилфорд [2], Е. Торранс [8], А. М. Матюшкин [7] и др.) придерживаются точки зрения, что дивергентное мышление составляет основу креативности., является основой креативности. Понятие дивергентное мышление, впервые введенное Дж. Гилфордом [4] определяется как самостоятельное, поисковое, оригинальное, продуктивное мышление, характеризующаяся инверсионностью и дискретностью.
Д. Гилфорд [2], отмечал принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Принято считать, что на ранних стадиях решения проблемы актуализируется дивергентное мышление, на поздних - конвергентное. В этом случае дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства.
Сущность дивергентного мышления глубоко рассмотрена в работах Е. Г. Юдина, И. В. Блаунберга [1]. Они экспериментально подтвердили факт наличия позитивных комплексов в детском мышлении, которые заключаются в мысленном размывании границ признаков предмета, протекании их друг в друга. Именно эта особенность является неотъемлемой частью полноценного интеллектуального творчества, где структура понятия должна быть принципиально гибкой, оставляющей возможность для его развития.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития дивергентного мышления. К концу среднего дошкольного возраста происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Препятствуют творческому мышлению конформизм, как следствие боязни показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость как желание найти результат немедленно тоже нередко разрушают творческий процесс. Самым вредным для детского творчества является цензура, особенно внутренняя - это в том числе психологическая инерция как склонность идти проторенным путем.
Основной проблемой, связанной с процессом развития мышления, является проблема средств, с помощью которых выполняется та или иная мыслительная операция. Рассматриваются различные варианты решения этой проблемы. Попытка построить модель формирования дивергентного мышления была предпринята И. А. Майданник [6]. В исследовании данного автора преобладающее внимание было уделено психологической основе конструирования дивергентных вербальных ответов учеников в решении креативных задач.
К. В. Дрязгунов [4], как и И. А. Майданник [6], предлагает сугубо вербальные методы развития дивергентного мышления : интерпретация, диалог, моделирование, доказательство, написание эссе, «мозговой штурм», морфологический анализ, целенаправленная и систематическая работа обучаемых с первоисточниками по изучаемому курсу и рефлексия над ними, а также «метод дневных грез». А. Н. Иванов [5], считает, что существующие методы развития дивергентного мышления, носящие преимущественно вербальный характер, не могут обеспечить полноценное его формирование у дошкольников, и потому их надо дополнить невербальными методами, которые могли бы быть интересны ребенку и соответствовали бы ведущему в этом возрасте типу мышления.
Занятия художественным творчеством способствуют развитию воображения, наблюдательности, дивергентного мышления и памяти детей.
Использование при этом нетрадиционных способов рисования, как указывает Г. Н. Давыдова [2], помогают всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.
М. А. Шклярова [8] утверждает, что нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Таким образом, использование нетрадиционных техник художественного творчества (скрапбукинг, кардмейкинг, рисование ладошками и пальчиками) позволяет усовершенствовать способности ребенка творчески мыслить, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к художественному творчеству в целом.
1. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода\ И. В. Блауберг, Б. Г. Юдин. - М. ,1973.
2. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. - М., 2005. – 456с.
3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2: учеб. -метод. пособие/ Г. Н. Давыдова М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.
4. Дрязгунов, К. В. Формирование дивергентного мышления учителей в системе повышения квалификации / К. В. Дрязгунов. Дис. уч. ст. канд. педаг. н. Калуга. 2002. 142 с.
5. Иванов, А. Н. Креативность и дивергентное мышление/А. Н. Иванов// Ученые записки МГПУ. Психологические науки: сборник научных статей / под ред. Г. А. Урунтаевой. - Мурманск: МГПУ, 2006. -Вып. 6. - С. 44-48
6. Майданник, И. А Развитие дивергентной исследовательской активности у учащихся младших классов // Соврем, проблемы истории, экономики и техники Т. 4./ И. А. Майданник. - М. 2000 - С. 57-59.
7. Матюшкин, А. М. [Текст] : Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 2000, №6, С. 29-33.
8. Торранс, E.П. Направляющий творческий талант / Е. П. Торранс- М, 2012. -230с.
9. Шклярова, М. Т Рисуйте в нетрадиционной технике. / М. Т. Шклярова // Обруч 2006, №2,- С. 13.