Оксана Кулагина
Литературный калейдоскоп. (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность
Литературный калейдоскоп по русским народным сказкам
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: развитие эмоциональной восприимчивости и отклика посредством русских народных сказок.
Задачи:
Публикация «Литературный калейдоскоп, (средняя группа)» размещена в разделах
1. Образовательная- закреплять и обобщать знания детей о р. н. с., о сказочных героях, расширять словарный запас детей.
2. Развивающая- развивать мыщление, умение действовать согласованно, воображение, речь.
3. Воспитательная- воспитывать любовь к народному языку через знание русских народных сказок.
Материал: книги, магнитофон с аудиозаписью, стульчики, маски и костюмы героев сказок (волк, коза, козлята, машинист, сундучок, раскраски, игра «Собери картинку», письмо, план-карта.
Формы и методы: беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, игровая ситуация, физминутка, поощрение, игровой, словесно-логический, самостоятельный, проблемный.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказки «Волк и семеро козлят», беседы по прочитанным сказкам, игры-пазлы по р. н. с., словарная работа.
Ход НОД
В гости к детям приходит сказочный герой ПИШИЧИТАЙ (грустный, плачет).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите,кто к нам сегодня пришел в гости. Кто же это?
Дети: Это наш старый знакомый – ПИШИЧИТАЙ.
Воспитатель: Что с тобой произошло? Почему ты плачешь?
ПИШИЧИТАЙ: У меня случилась беда. Ко мне сегодня пришли гости, я хотел им рассказать русские народные сказки, да только на полке их не оказалось, вместо них я нашел вот это письмо. (плачет). Что же я мне делать? Как же я теперь буду сказки рассказывать и показывать.
Воспитатель: Давай свое письмо. Мы сейчас посмотрим, что же в нем написано. Ребята, да это не письмо, а карта, по которой мы должны пройти сложный путь, преодолеть все преграды. А когда мы все это сделаем, то найдем сундук, в котором будут лежать сказки. Путь наш длинный, поэтому мы отправимся на поиски на паровозике. Я предлагаю всем занять свои места. Не забудьте пристегнуть ремни безопасности. Мы отправляемся. (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова».)
Воспитатель : Наш поезд остановился. Давайте посмотрим, что нас здесь ожидает.
ПИШИЧИТАЙ: Здесь конверт, открываем. Поиграем в загадки. «Что растет в огороде?»
Расту в земле на грядке,
Красная, длинная, сладкая. (морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….(капуста).
Засела крепко на грядке (репка).
Прежде, чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (лук)
Лето- в огороде, свежие, зеленые.
А зимою- в бочке, желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (огурцы).
Воспитатель: вот какой мы собрали урожай. Как одним словом мы можем назвать морковку, огурцы, лук, репку, капусту?
Дети: овощи.
Воспитатель: правильно. В какой сказке встречается один из этих овощей.
Дети: репка.
Воспитатель: кто же вытащил репку (ответы детей).
ПИШИЧИТАЙ. Молодцы. Первую преграду мы преодолели. Смотрим на нашу карту и отправляемся дальше. Пристегнитесь, поезд отправляется. (звучит музыка.)
Воспитатель: а вот и второй конверт.
ПИШИЧИТАЙ: открывайте же скорее. Что же в нем?
Воспитатель: новое задание. Ребята, нам необходимо собрать картинки-пазлы. Если мы соберем все правильно, то узнаем, какие сказки пропали у ПИШИЧИТАЯ. (дети собирают картинки)
Воспитатель: что же у нас получилось?
Дети: Теремок, Лисичка со скалочкой, Зимовье зверей, Курочка ряба.
ПИШИЧИТАЙ: да, именно эти сказки у меня и пропали. Молодцы, ребята, но нам надо поторопиться, наш паровозик отправляется. Пристегнитесь. (звучит музыка)
Воспитатель: следующая преграда на нашем пути. Открываем конверт. В круг скорей вставайте и в сказку вместе поиграйте. (физминутка)
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят, мы любим и прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим бегать и играться, любим рожками бодаться.
(дети встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Воспитатель: мы немного отдохнули и выполняем следующее задание.
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Воспитатель: ребята, я сейчас буду читать слова героев сказок, а вы должны узнать, какому герою они принадлежат, из какой сказки этот герой.
-«Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы» (Петушок из сказки «Кот, Лиса и Петух).
- «По-щучьему велению, по-моему хотению, везите сани меня сами!» (Емеля из сказки «По-щучьему велению»)
-«Несу косу на плече, хочу лису посечи, слезай Лиса с печи!» (Петушок тиз сказки «Заячья избушка»)
-«Ой козлятушки, ой ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла» (Коза из сказки «Волк и семеро козлят»).
-«Не садись на пенек, не ешь пирожок!» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
-«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки»Гуси-лебеди»).
Воспитатель: отлично, ребята. Как хорошо вы знаете русские народные сказки и их героев. Но нам пора двигать дальше. Садимся на свои места, наш паровозик отправляется. Все пристегнули ремни безопасности. Молодцы. (звучит музыка).
Воспитатель: открываем конверт. Я вам предлагаю поиграть.
Сказка, сказка прибаутка,
Рассказать ее –не шутка.
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
Вот и сказке конец, кто дослушал –молодец! Поиграем. Я буду коза, а Егор-волк, а вы все козлятки.
Козы, козы, как живете?
Козы, козы, что клюете?
Дети:
Бе-бе-бе.
Хорошо пока живем
Только мы вот не клюем. (бегают)
А дерем мы поутру (останавливаются)
С молодых осин кору!
Волк (козлятки убегаю к маме-козе. Игра повторяется 2 раза).
Воспитатель: ребята, каким голоском пела коза?
Дети: тоненьким.
Воспитатель: а волк?
Дети: толстым-претолстым.
Воспитатель: давайте проиграем сценку, как козлятки с волком разговаривали. (выбираем волка и козлят, сама за сказочницу. Начинаю «Подслушал козу волк….» и заканчиваю сказку. -Замечательно)
ПИШИЧИТАЙ: как здорово у вас получилось. Но нам пора в путь. Мы уже приблизились к сундучку. Паровозик отправляется. (звучит музыка)
Воспитатель: самое трудное задание, но и с ним мы тоже справимся. (открываем конверт). Ребята, а что такое сказка?
Дети: сказка- необыкновенная история, волшебство, где разговаривают и звери, и вещи.
Воспитатель: что вы знаете о сказке, какая она?
Дети: волшебная, чудесная, забавная, умная, мудрая и т. д.
Воспитатель: чему учат нас сказки?
Дети: из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки, добро побеждает зло, мы радуемся вместе с героями.
Воспитатель: все сказали правильно. Давайте вспомним пословицы о книгах, в которых пишут сказки, стихи. рассказы.
Дети:
• Дом без книги- день без солнца.
• Кто много читает- тот много знает.
• Книга учит жить, книгой надо дорожить.
• Книга поможет в беде и выручит в беде.
Воспитатель: вот мы подошли к заветному сундучку. Давайте же его скорее откроем. (Помогает открыть ПИШИЧИТАЙ.)
ПИШИЧИТАЙ: вои и мои любимые сказки.
За руки умелые.
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался,
Подарок свой всем сейчас покажу. (достает из сундучка сказки, раскраски по сказкам, отдает воспитателю).
Дети :спасибо, ПИШИЧИТАЙ,
Воспитатель: спасибо за подарок. У тебя на полке есть сказки, которых мы еще не знаем. Нам бы хотелось с ними познакомиться.
ПИШИЧИТАЙ: я обязательно вас с ним познакомлю, а сейчас мне пора вернуть все сказки, которые мы нашли, на книжную полку. До свидания, ребята.
Воспитатель: до свидания, ПИШИЧИТАЙ. (уходит)
Верить в сказку-это счастье
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит свои двери.
Воспитатель: все вы- молодцы, а теперь давайте раскрасим раскраски, которые нам подарил ПИШИЧИТАЙ. (под музыку «В гостях у сказки» дети продолжают раскрашивать).