Гузалия Асадуллина
Рабочая программа кружка «Калейдоскоп» 1 младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Публикация «Рабочая программа кружка „Калейдоскоп“ 1 младшая группа» размещена в разделах
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности).Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина, М. Монтессори и др.
Цель кружковой работы :
Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.
Участники: воспитатель, дети, родители.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.
Ожидаемый результат:
-обогащение активного и пассивного словаря детей;
- познавательный интерес к НОД кружка;
- подготовка атрибутов для игр, НОД.
Перспективный план кружка «Калейдоскоп» 2018-19 г.
Форма работы. Тема
Цель
Материалы
Дата
План
Факт
Сентябрь
Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние.
листы бумаги шести цветов (20/15см, посередине белый квадрат (8/8см, на котором нарисована мышка (Мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10/10см, игрушка – кошка.
1 нед
Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
Знакомство детей с основными геометрическими формами
комплекты игры «Птички в клетке» -
2 нед
Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький).
Три разных по величине игрушки
3 нед
Игра «Найди такой же по цвету и форме».
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета
По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры пяти форм, по 2 предмета каждой из этих форм.
4 нед
Октябрь
.Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».
Обучение соотносить предметы с учетом цвета и формы.
листы бумаги шести цветов, на которых нарисованы зайцы (зайки домик)
1нед
Дид игра «Кто где спит».
Продолжаем знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями
большие круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник (фигурки-человечки)
2 нед
«Игра с мячами»
Обучение выделению параметров величины предметов.
комплекты для игры «Найди мячику свое место»
3 нед
игра «Чудесный мешочек».
Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу
Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета.
4 нед
Ноябрь
«Окраска воды».
Ознакомление детей с оттенками цвета
Стаканчики с водой,гуашь
1 нед
«Какой формы предметы в нашей группе».
Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.
Предметы, находящиеся в групповой комнате.
2 нед
Игра «Построим башню».
Обучение пониманию отношений по величине
картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины
3 нед
Игра «Разноцветные комнаты».
Закрепление знания основных цветов
карточка (30/20см, разделенная на 6 клеток (10/10см)разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.
4 нед
Декабрь
.«Украшение для ёлочки».
Закрепление представления о б основных цветах,
фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов.
1 нед
«Новогодние елочки».
Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины.
Три комплекта елочек Такие же комплекты комнат (лист бумаги)
2 нед
«Составные картинки».
Обучение расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей.
Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур
3 нед
Лото «цвет и форма».
Обучение ориентировки на два признака одновременно
Комплект игры
4 нед
Январь
Дидактическая игра «Хвост у петуха».
Закрепление представлений об основных цветах
фланелеграф, 2 петушка
2 нед
Дидактическая игра «Магазин».
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета,
Игрушки и предметы шести цветов
3 нед
Дидактическое упражнение «Кто выше».
Обучение правилу соизмерения объектов
Куклы – девочки разного роста, куб.
4 нед
Февраль
игра «Живое домино»
Закрепление знания основных цветов.
карточка (30/20см, разделенная на шесть клеток (10/10см) в которых наклеены силуэты животных
1 нед
Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет».
Обучение выделению параметров величины предметов.
2ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины
2 нед
Построим башню.
Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами.
картинки с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышь. Пять кубов разной величины.
3 нед
«Радуга».
Ознакомление детей с системой цветов,
картинка «Радуга», фланелеграф, комплект из отдельных полос «Радуги».
4 нед
Март
Игровые поручения.
Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества
большая и маленькая игрушечная собака (или медвежата, машинка, красный или синий мяч, большая и маленькая чашки, матрешки.
1 нед
«Соберем фрукты»
Обучение различать и называть величину предметов
Объемные муляжи фруктов 2-х величин
2 нед
.Игровое упражнение «Найди свой домик».
Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины
«занимательная коробочка», имеющая прорези трех размеров
3 нед
«Платочек для мамы».
Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур
лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера
4 нед
Апрель
«Разноцветные флажки».
Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
цветные флажки четырех основных цветов
1 нед
«Принеси и покажи».
продолжать учить приемам зрительного обследования формы
карточки (6/8см) с изображением геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника по количеству детей;
2 нед
«Найди свою полянку».
Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов
большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета.
3 нед
«Как звери выбирали себе место».
Учить различать и называть игрушки, изображающие зверей,
игрушки средних размеров.
4 нед
Май
дидактическая игра «Пришла весна»
Закрепление знания основных цветов.
Комплект игры
2 нед
коллективное рисование «Цвета весны».
Закрепление представления о б основных цветах,
Лист бумаги,гуашь
3 нед
коллективная аппликация «Весенняя капель
Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов
Лист бумаги,готовые
«капельки»
4 нед
Литература
1. Конспекты занятий в 1мл. гр. Т. М. Бондаренко.
2. Занятия с детьми 2-3лет Г. И. Винникова.
3. Воспитание сенсорной культуре ребенка Н. Б. Венгер, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина.