Екатерина Курдюкова
Литературное образование дошкольников. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация культурно-гуманистических функций дошкольного образования как условие модернизации педагогического процесса в ДОУ. Литературное образование дошкольников. Роль книжной иллюстрации в формировании юного читателя. Мастерская добрых сказок».
Цель: углубить знания слушателей по проблеме литературного воспитания и образования детей дошкольного возраста как основе для формирования личностных качеств ребенка, а как следствие, и грамотного самообразования в будущем.
Публикация «Литературное образование дошкольников, 1 часть» размещена в разделах
Задача: познакомить слушателей с методами, способствующими формированию и развитию литературного вкуса, интереса к чтению в дошкольном возрасте.
Предполагаемый результат: овладение педагогами ДОУ приемами, способами и методами формирования у детей дошкольного возраста умения воспринимать и понимать произведения литературы.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Проще говоря, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
Личность ребенка – весьма лабильная структура, легко деформирующаяся под влиянием внешних воздействий и вследствие этого развивающаяся по определенному заданному алгоритму. В данном случае рассматривается литературное воспитание, образование и развитие, как один из внешних факторов, в той или иной степени влияющих на особенности личностных компонентов ребенка, а как следствие и на личность в целом, на возможности и специфику ее дальнейшего гармоничного и планомерного развития и совершенствования. Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества; во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Осознанное чтение в младшем школьном возрасте является следствием привитой ранее литературной культуры, но в большинстве случаев процесс чтения у ребенка нужно постоянно поддерживать извне.
Ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать. Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка на начальном этапе его жизненного пути.
Состояние проблемы детского чтения волнует многих специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, этой проблемой интересуются и специалисты-психологи, считающие своей важнейшей задачей проследить: возможности воздействия литературы на личность, динамику развития личности под влиянием чтения; определить состояние данной проблемы на сегодняшний день и сделать соответствующие выводы о возможностях ее решения с профессиональной точки зрения. Исследование изменений определенных параметров личности у подрастающего поколения вследствие литературного влияния позволит применить эти данные в целях психодиагностики и психокоррекции личности детей, что позволит намного расширить спектр психологического контроля и воздействия.
Вопрос о том, как литература воздействует на человека, его поведение и психику, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, как следствие этого – к изменению личностных особенностей человека при прочтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследователей с древних времен по настоящее время. Философы, психологи, литературоведы разрабатывали собственные концепции и теории на эту тему.
Впервые Аристотель обратил внимание на своеобразие переживаний при восприятии трагедии и назвал его словом “катарсис”. Он не дал достаточно ясного определения этого термина, поэтому существует много различных его толкований. Наиболее полно отвечает тексту аристотелевской поэтики понимание катарсиса как очищения и просветления чувств. Если обобщение чувств и очищение их от всего мелкого и случайного бывает при чтении любого художественного произведения, то переживание эмоционального подъема и просветление чувств возникает только при чтении таких, в которых писателем утверждается гуманный, прогрессивный идеал. Человек – не только мыслительный аппарат! Восприятие трагедии, по Аристотелю, есть процесс “очищения аффектов”. Без привлечения понятий “эмоции”, “ценности”, “личный смысл” и пр. невозможно уяснить суть механизмов понимания литературно-художественных произведений. Логика восприятия художественного текста – это логика особой реальности искусства, и она должна изучаться в рамках художественной деятельности, а не просто линейного процесса переработки информации.
В девятнадцатом веке Кант определил своеобразие переживаний искусства не совсем удачной формулой – “незаинтересованное созерцание”. Она послужила поводом для неокантианцев к отрицанию личностного характера эстетических переживаний. Позже Баллоу вновь возвращает этим переживаниям их личностный характер. Он их понимает как “отфильтрованные” личностные реакции, подчеркивая этим термином их от всего мелко житейского и случайного.
В нашей стране долгое время не обращали должного внимания на своеобразие переживания художественных произведений. Л. С. Выготский в своих работах рассматривает вопрос влияния литературы на личность и под катарсисом подразумевает чувства, вызываемые восприятием художественного произведения. Определений своеобразия этих чувств у него несколько, и некоторые из них противоположны друг другу. Такое понимание своеобразия чувств, вызываемых художественной литературой (катарсиса, в сущности сводит ее воздействие только к упражнению в эмоциях, так как конечный эффект чтения произведения – это уничтожение вызванных по ходу чтения противоположных эмоций. Следовательно, никакого эмоционального следа в читателе произведение не оставляет. Несоответствие вышеприведенного определения читательских чувств опыту читателя объясняется тем, что Л. С. Выготский выводил их особенности из анализа произведений, не обращаясь к изучению того, как реально протекает процесс восприятия у читателя.
Анализируя произведение, он рассматривает только соотношение содержания и формы, игнорируя при этом существеннейшую особенность произведения – то, что оно является обобщенным изображением действительности. Под содержанием он понимает тот жизненный материал, который положен писателем в основу произведения. Полного анализа формы произведений Выготский не дает, а, рассматривая воздействие произведения на людей, главным образом исходит из анализа композиции, иногда ритма. По его мнению, форма произведения содержательна, причем то, что она выражает, находится в противоречии с содержанием произведения (под которым он подразумевает жизненный материал). Отсюда и противоречие между чувствами, вызванными формой, и чувствами, обусловленными содержанием произведения.
Для полноценного восприятия и переживания художественного произведения совершенно несущественно знать, какой именно жизненный материал использовал писатель.
Важнейшую роль в популяризации литературного образования и изучении читательских интересов с точки зрения психологии сыграли труды Н. А. Рубакина – известного ученого, основоположника библиопсихологии. "Библиопсихология есть наука о социальном и психологическом воздействии книги", – писал он. И в свою науку Рубакин втискивал биологию, физиологию, рефлексологию, он старался подвести под новую науку рефлексологический и биологический фундамент. Первым шагом в изучении книжного дела, основой, на которой строятся все остальные исследования, должно стать изучение триады “читатель – книга (текст) – автор”. И книги живут лишь в процессе восприятия их человеком. Во-вторых, Николай Александрович попытался обосновать разумность своего подхода и с нейрофизиологической (нейролингвистической) точки зрения.
Интересно сравнить “три ступени” изучения текста Н. А. Рубакина с тремя этапами понимания текста по А. Р. Лурии и Н. С. Цветковой. С позиций нейропсихологии, первым и абсолютно необходимым этапом понимания любого текста является понимание значений отдельных слов. Вторым этапом является усвоение значения целых предложений, образующих высказывание, которое в первую очередь состоит в умении понять грамматическую конструкцию фразы. На третьем этапе понимания происходит переход от понимания значения отдельных предложений к пониманию целого текста; от внешней стороны текста к общему смыслу и тому “подтексту”, который стоит за ним. Успешность данного этапа зависит от правильного прохождения двух предыдущих. Так, поскольку каждая фраза, входящая в текст, включает в себя содержание предыдущей фразы, необходимо осуществлять “вливание смысла” (Л. С. Выготский) предшествующего предложения в последующее.
Итак, исходя из опыта исследователей, можно сделать вывод, что взаимосвязь личностного и литературного (читательского) развития – реальный факт.
Проблема возникновения и сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом, его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать, у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.
Восприятие вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.
Важность приобщения детей к книге, к красоте родного слова отмечали педагоги, психологи, лингвисты такие, как К. Ушинский, Е. А. Флерина, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Л. А. Айдарова и другие.
Говоря о задачах литературного образования дошкольников, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы "вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства. Что это значит? Ввести ребёнка в мир словесного искусства - значит, познакомить его с существование этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством, показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге".
Дальнейшее развитие эта проблема получила в исследования А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Н. А. Карпинской, Р. И. Жуковской, Е. А. Флериной и других, которые создали теоретические и практические предпосылки для разработки содержания литературного образования дошкольников.
В современной дидактике это содержание определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны.
Первая из них - это тот учебный материал, который должен освоить ребёнок, то есть детская художественная литература.
Второй стороной является формирование умения воспринимать и понимать произведение литературы. Данный вопрос достаточно широко и полно разработан педагогами и психологами. Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, О. С. Ушакова, Н. Короткова и другие) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребёнка. Психологи выделяют два периода, имеющие редкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом.
Границы этих периодов довольно точно определил К. Чуковский. Первый длится от "двух до пяти", после пяти начинается второй период, когда искусство слова отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. У детей пятилетнего возраста возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять,знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой.
Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.
1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.
2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
3. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая "Федорино горе" К. И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
4. Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т. д.
5. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, взрослый должен владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саксонской "Где мой пальчик?". После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой "Наша Маша рано встала. ".
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных “теоретических” чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности.