Соколова Елена Викторовна
Литературное чтение, 3 класс. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет Литературное чтение
Тема: В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке (2 урок)
Цель: Будить у детей любознательность к естественно – научным знаниям.
Задачи:
1. Образовательная: продолжить знакомство учащихся с научно - познавательной сказкой, используя методы исследования;
Публикация «Литературное чтение, 3 класс, В, Ф, Одоевский „Городок в табакерке“ (2 урок)» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Развивающая: развивать фантастические способности учащихся, интерес к механике; развивать навыки работы с текстом, навыки анализа прочитанного; совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев;
3. Воспитывающая: воспитывать внимание, любознательность, доброту.
Ход урока:
1. Организационно-мотивационный момент.
2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Что мы знаем о В. Ф. Одоевском? Какова главная особенность его произведений?
Посмотрите на эти вещи (показ шкатулок). Что это такое, для чего используется?
Что вы видите на крышках?
Такую шкатулку, о которой идёт речь в произведении, я не нашла, потому что таких шкатулок сейчас уже нет. Что хранилось в шкатулке, описанной Одоевским? (Именно поэтому она называлась табакеркой)
Посмотрите на эту шкатулку. Чем она отличается от остальных? (показ музыкальной шкатулки)
Выразительное чтение рассказа В. Ф. Одоевского Городок в табакерке с. 8-15
3. Погружение в тему урока. Целеполагание.
Мы продолжаем работать над сказкой В. Одоевского «Городок в табакерке»
Словарная работа. Читая текст, мы встретили очень много непонятных слов. Пробегите текст глазами, какие новые слова вы узнали? (бюро, горка, ставни, попристальней, тиснёная бумага, почёл, мостовая вымощена перламутром, ни пяди, пядь, индо)
Какие слова показались необычными? Какие не встречаются или встречаются редко в нашей речи? (папенька, маменька, счесть нельзя, мудрено, право, мой друг, авось-либо, изломается, отворяется, имею честь говорить, сделать нам честь к нам пожаловать, учтиво, я вам очень благодарен, третьего дня, одинакие, одинакые, набольший, опамятоваться)
Мы с вами сейчас давали толкование словам. С какого же и на какой язык нам пришлось переводить?
Как вы понимаете выражение «закусил язычок»? В связи с чем это выражение употреблено в сказке?
4. Организация усвоения новой информации. Работа над содержанием. Музыка и звуки сказки.
Прослушайте пьесу Лядова «Музыкальная шкатулка». Постарайтесь услышать и колокольчики, и валик, и молоточки.
Сегодня мы побываем вместе с Мишей в сказочном городке табакерке и изучим ее механизм (Много мастеров было на Руси).
Мы встречаем там фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Молоточки, напоминающие унылых господ, встретятся нам валик - надзиратель, и дядьки - молоточки злые колотят бедных мальчиков - колокольчиков.
С помощью сказочных образов мы с вами познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку, результат труда умелого человека.
Что особенного было в проводнике? Почему у него была такая поговорка?
Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?
В чем ошибся Миша, посмотрев на колокольчики?
Кем являлся надзиратель? Как вы думаете, почему он переворачивался с боку на бок?
С кем встретился Миша? О чем рассказала “царевна-пружинка” Мише?
Поверил ли ей Миша? Докажите.
Послушаем ещё раз, как звучит музыкальная шкатулка.
Кто объяснил Мише, как получается музыка в табакерке? Найдите и прочитайте, что он услышал.
Что случилось, когда Миша прижал пружинку пальчиком?
Какие поговорки или приговорки есть у каждого жителя городка Динь-Динь? (динь-динь-динь, тук-тук-тук, шуры-муры, зиц-зиц-зиц)
Ребята, заметили вы, что Владимир Федорович не только оживляет героев, а еще и дает каждому персонажу голос? Почему автор вложил в уста героев именно эти звуки? Почему писатель вложил в уста своих героев именно такие поговорки? (они повторяют те звуки, которые на самом деле издают пружинка, валик, молоточки, колокольчики)
Как называется такой литературный приём, когда повторяются определённые звуки? (звукопись или аллитерация – запись в тетрадь)
Как же устроена шкатулка? (ключиком заводят пружинку - пружинка разжимается - валик крутится - молоточки дергает - молоточки ударяют по колокольчикам и раздается мелодия).
5. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу. Портретная характеристика главных героев.
Как автор сумел показать, что Миша очень воспитанный мальчик? (слушается папеньку, вежливо разговаривает с колокольчиком, учтиво кланяется) Как вы думаете, жители этого городка любого ли пригласили бы к себе в гости?
Как вы думаете, почему папа сразу не рассказал Мише, зачем в табакерке колокольчики, молоточки, валики, колёса?
Как мы можем охарактеризовать Мишу? Как вы думаете, а почему Мише приснился именно такой сон?
Скажите, а кто главный в механизме? (пружинка). Ребята, а как вы думаете, сейчас есть такие механизмы? Что будет, если сломать пружинку?
Посмотрите в самый конец сказки. Какая наука изучает механизмы? (механика).
Что еще вы для себя узнали из сказки?
Скажите, вы бы хотели быть похожими на мальчика? Что вам понравилось в Мише? (с таким интересно играть).
Кто такой воспитанный человек? (Это человек, который стремится к знаниям, вежливый и доброжелательный).
6. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Работа по индивидуальным карточкам.
Составь характеристику данных персонажей, поставив напротив нужных слов галочку
Миша мальчики-колокольчики
послушный послушный
вежливый вежливый
любознательный любознательный
добрый добрый
умный умный
звонкий звонкий
хорошо воспитанный хорошо воспитанный
заботливый заботливый
бедный бедный
7. Домашнее задание: перечитать рассказ В. Ф. Одоевского Городок в табакерке с. 8-15; РТ с. 39-40
8. Подведение итогов урока.
Понравилась ли вам сказка?
Ваши впечатления от прочитанного?
Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?
Чем закончилась история?
Что хотел сказать читателям В. М. Одоевский своим произведением? Чему учит сказка? (Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы).
Чем вам запомнится сказка?
Как называется такой литературный приём, когда повторяются определённые звуки? (звукопись или аллитерация)
9. Рефлексия.
Давайте попробуем дать оценку этого произведения с разных точек зрения: как читатели, с точки зрения автора и представив себя в качестве критика (заслушивание оценок по рядам)