Татьяна Заварухина
Консультация для педагогов «Цвет — как средство выразительности в художественно-творческой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас
каждый цвет, ибо цвета говорят с нами на наречии,
более утончённом, нежели слова…»
(В. Вакенродер).
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие.
Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений.
Публикация «Консультация для педагогов „Цвет — как средство выразительности в художественно-творческой деятельности детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Цвет – одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. В своих работах они активно используют разнообразные цветовые сочетания, преимущественно ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется на протяжении практически всего дошкольного детства. Эстетический мотив при выборе цвета формируется постепенно: в старшем дошкольном возрасте таким мотивом является красота (несмотря на субъективность восприятия, существуют общие для детей-дошкольников цветовые предпочтения и отношения к эмоциональной стороне цвета, иные, чем у взрослых).
Так что же такое цвет? Из чего он состоит? Почему один весёлый, а другой заставляет грустить? Все эти тайны дети постигают на занятиях по изобразительной деятельности.
Итак, цвет – световой тон чего-нибудь, окраска; душа живописи; самый могучий чародей в руках ребёнка.
В работе с цветом педагог должен учитывать, что:
с возрастом у детей меняются цветовые предпочтения;
через цвет ребёнок способен усваивать новую информацию;
с помощью цвета дети выражают свои эмоции, внутреннее состояние, которое иногда трудно выразить словами.
Вот как описал Ю. А. Полуянов первое впечатление ребёнка от прикосновения к миру красок и цвета : «Первое знакомство с красками – значительное событие в жизни ребёнка. С каким восторгом он рассматривает каждую из них, и в первую очередь самые яркие – красную, жёлтую, синюю! Как увлекается тем, что может попробовать каждую краску! Сам вид красочных пятен на листочке кажется ему чудом»
Восприятие цвета в жизни, в произведениях искусства связано у взрослого с множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного опыта. У дошкольника ещё нет такого богатого разностороннего опыта цветовых впечатлений. Однако к старшему дошкольному возрасту у детей формируются предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний. Они способны различать множество оттенков.
Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти качества требуют обогащения, художественного развития, которое педагог может осуществлять в процессе обучения.
Первое восприятие у детей дошкольного возраста обычно связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – некрасиво». Занимаясь художественным творчеством, ребёнок отдаёт предпочтение цветам, которые нравятся. С помощью этого средства выразительности он передаёт своё отношение, свои чувства к тому, что рисует. Для изображения понравившегося выбирает яркие, чистые цвета, разнообразные сочетания. То, что не нравится и некрасиво, изображается детьми небрежно, с предпочтением тёмных цветов.
Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Более старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. Предметы чаще всего окрашиваются определённым локальным цветом : небо синее, ствол дерева коричневый, солнце жёлтое и т. д. используя основные цвета и оттенки, ребёнок может окрашивать предметы цветом, не соответствующим действительности, для усиления впечатления от изображения. Обычно дети используют яркую краску, которая делает рисунок привлекательным.
Замечено, что одарённые дети по-особому воспринимают цвет и используют его в своих работах. Они не ограничиваются только теми стереотипами, которые используют все остальные. Для них характерно использование фантастического цвета, непредсказуемого цветосочетания, совмещения в одном предмете нескольких оттенков, плавного переливания одного в другой.
С возрастом знания детей о цвете расширяются, они узнают большое количество оттенков, а старшие дошкольники учатся сами смешивать краски и получать новые цвета и оттенки.
Дети узнают также, что цвет предметов может изменяться в зависимости от изменения условий: незрелая ягода зелёная, а зрелая может быть красной или чёрной, листья на деревьях летом зелёные, а осенью – разноцветные и т. д.
Так постепенно обогащаются цветовые представления детей и это находит отражение в их изобразительной деятельности.
Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной.
Для того, чтобы дети могли умело использовать цвет в своём творчестве, чтобы он им помогал в создании выразительных работ, педагогу необходимо познакомить детей с такими понятиями, как, цветовой круг, насыщенность, контраст, цветовая гамма, колорит.
Существуют различные точки зрения на цвет, его природу. В научном цветоведении в качестве основных принято называть красный, зелёный и синий цвета. Эта триада лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Ньютон.
Художники привыкли считать основными три цвета – красный, жёлтый и синий. Эти цвета соответствуют трём краскам, из которых путём смешивания можно получить наибольшее число цветов.
Все цвета, которые может видеть человек делятся на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). Основные хроматические цвета, кроме белого, серого и чёрного образуют цветовой круг.
Для того, чтобы дети лучше запомнили основные цвета и оттенки можно использовать наглядное пособие «Цветовой круг». Оно поможет детям лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. На его примере дети видят, как каждый цвет постепенно переходит в другой, образуя множество смежных цветов и оттенков.
Каждый цвет может отличаться друг от друга по цветовому тону, насыщенности (степени выраженности определённого цвета) и светлоте.
Например, объясняя детям как получить разные оттенки одного цвета (темнее, светлее) можно использовать стакан с водой. Капая краску в воду, дети наблюдают за постепенным превращением воды из светлой в тёмную. Получить разные оттенки можно и другим путём – добавляя в основной цвет белую или чёрную краски.
Цветовой круг можно разделить на две половины так, что в одной половине окажется гамма красного цвета и его оттенков (тёплая, а в другой – гамма синего цвета и его оттенков (холодная).
Для знакомства детей с тёплой и холодной гаммой цветов на занятиях рекомендуется использование различных дидактических игр и заданий.
Например, «Составь узор только в холодной или только в тёплой гамме»
«Раскрасить одну половину предмета холодными красками, а другую –
тёплыми»
можно рассказать детям о том, что не бывает плохих цветов – есть плохое сочетание, рассказать «Сказку про краски тёплые и холодные»; предложить детям составить палитру тёплых цветов и палитру холодных цветов, а затем нарисовать радугу – символ радости и гармонии, изысканного цветосочетания.
Кроме этого дети должны знать о контрастных цветах. Это цвета, расположенные в цветовом круге друг против друга.
С понятием контраста детей также можно знакомить через игровые упражнения и творческие задания.
Например, расположить один и тот же предмет на поверхности разного цвета. Найти контрастное сочетание, т. е где предмет наиболее ярко выглядит, хорошо выделяется на фоне.
Для того, чтобы дети могли создать выразительную работу им необходимо знание о колорите, т. е цветовых сочетаниях. Они могут быть контрастными (где каждый цвет сохраняет свои особенности, они не поглощают друг друга, нейтральными (цвета «растворяются» друг в друге, их трудно различить, гармоничными (каждый цвет дополняет друг друга).
Для того, чтобы детям легче было усвоить это понятие можно предложить такое задание. Пусть они пофантазируют – нарисуют картину, используя любые цвета и оттенки, какие больше нравятся. Затем рассмотреть полученные работы, найти наиболее гармоничное (красивое) сочетание цветов, контрастное, отметить работы, где цветовое решение менее удачное (т. е цвета плохо сочетаются, не взаимодействуют друг с другом).
Кроме того, известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Доказано, что цвет и чувства человека тесно связаны. При плохом настроении и яркие краски солнечного дня, могут показаться резкими, неприятными. Наоборот, хорошее настроение способно богато расцветить даже пасмурный день поздней осени. Случается и так, проснётся человек, что называется, не в духе, увидит чистые, прозрачные краски весеннего утра, и неприятные воспоминания исчезнут, напряжение спадёт – настроение улучшится.
Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразумеваются те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. Цвета как будто посылают нам различные сигналы, вызывают у нас различный эмоциональный отклик.
Красный цвет – цвет радости и победы
Оранжевый – согревает и бодрит
Жёлтый цвет – цвет хорошего и весёлого настроения
Голубой цвет – цвет спокойствия, меланхоличности
Белый цвет – символ чистоты, нежности
Зелёный цвет – действует успокаивающе, приятен для глаз
Чёрный цвет – угнетает, если употребляется один, но в соседстве с другими – подчёркивает их яркость.
В процессе овладения детьми навыков по использованию цвета развиваются их творческие способности. Наиболее быстро и успешно они развиваются в игре.
Таким образом, постепенно, знакомясь с цветом, его свойствами, характеристиками в процессе игры, упражнений, выполнения практических заданий ребёнок усваивает знания, развивает навыки, приобретает умения использовать цвет – как средство выразительности в художественно-творческой деятельности.