Агапова Галина Ивановна
Викторина как форма организации умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В старшем дошкольном возрасте проявляется живой интерес к интеллектуальным играм. Одной из форм умственного воспитания является проведение викторин, значение которых для детей трудно переоценить.
Известно, что викторина – это игра в ответы на определенную тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать особенностям игры, то есть содержать в себе все элементы игры – игровую задачу, игровые действия, игровые правила, а также содержать в себе элементы занимательности, быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями и приёмами. Также необходимость принимать решение в короткий срок, общение со сверстниками, соревновательность, удовлетворение от правильного ответа и демонстрация своих способностей приносит детям много радости и эмоций.
Публикация «Викторина как форма организации умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Роль викторины, как развлечения, заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, его интеллектуального развития, так как пробуждает любознательность и радость от правильных решений. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление помещения, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, мини-соревнования. При использовании такой формы работы уместно применение компьютерных презентаций. Викторина требует наличия у детей определенных знаний, представлений, обобщений. Поэтому необходима предварительная подготовка детей в разных видах деятельности: НОД, в сравнительных беседах, итоговых обобщающих беседах по определенной теме, в комплексных занятиях, наблюдениях на прогулке. Ведь чем лучше подготовлены дети, тем увереннее и полнее их ответы, тем самым активней становится их участие и интересней проходит развлечение. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, необходимо широко использовать в викторинах наглядный материал : картины, плакаты и модели, на основе которых дети должны дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод. Чтобы вызвать у детей интерес к викторине, желание играть, необходимо тщательно продумывала различные приемы: использование загадок, считалок, сюрпризных моментов, вопросов. Очень хорошо использовать викторину как итог работы над темами, разделами программы.
Чтобы создать атмосферу игры и сохранить дух соревновательности во время проведения викторины «Умники и умницы», у нас было 2 команды участников по семь человек - «Знайки» и «Почемучки». На мероприятие мы пригласили также родителей детей. Для детей мы подготовили интересные заданий. Сюрпризным моментом стало появление Буратино.
Дети с увлечением вместе с Буратино приступили к выполнению заданий викторины.
В первом разделе «Развитие речи» Буратино предложил детям выполнить задания: «Выберите игрушку, в названии которой 2 слога,1 слог», «Выберите животное, в названии которого звук ЛЬ, Л», «Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?», «Подберите слово к данной схеме»,«Угадай сказку».
Картинки-подсказки презентации помогли детям правильно и быстро назвать правильные ответы и заработать фишки.
Для отдыха детей провели игру «У дедушки Егора». Игра проходила в быстром темпе и с музыкальным сопровождением.
Во втором разделе «Математика» Буратино приготовил для детей задания «Задачи в стихах», «Сложи человека из геометрический фигур», «Реши примеры».
Правильными ответами и правильным выполнением заданий дети зарабатывали фишки для своей команды.
Детям очень понравились задания в третьем разделе «Безопасность». Команды рассказывали как надо вести себя с незнакомцами, вспомнили о правилах поведения на реке, пруду зимой, объясняли правила дорожного движения.
Каждая команда вместе совещались, отвечали, подсказывали бескорыстно своим и детям другой команды, думали, радовались. Все это очень стимулирует детей, делает игру интересной, вызывает желание дать как можно больше правильных ответов и победить. Им в полной мере удалось продемонстрировать свои знания, умения и навыки.
Под конец викторины дети вместе с Буратино и жюри подвели итоги викторины.
Ну и как же без наград? Обе команды получили сладкий подарок - медальки. Все: и дети, и взрослые радовались вместе с Буратино.
Викторина «Умники и умницы» прошла увлекательно, интересно и весело.