Папки-передвижки

Личностно-деятельностный подход в образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Светлана Сигунькова
Личностно-деятельностный подход в образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.

Публикация «Личностно-деятельностный подход в образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию дошкольников» размещена в разделах

Развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого.

. Поэтому важен личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании. Деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Определение вы видите на слайде 3

Слайд 3

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Слайд 4 Принципы

Деятельности

Психологической комфортности

Вариативности

Минимакса

Креативности

Целостности

Индивидуализации

Попробуем сравнить традиционное обучение и ООД с личностно-деятельностным подходом

Слайд 5-6 Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и личностно-деятельностного подхода при ООД

Специфику деятельностного подхода можно представить схематически.

Слайд 7 Специфика деятельностного подхода. При пассивном методе обучения не наблюдается активность ребёнка в приобретении новых знаний, он их получает в готовом виде от педагога. При деятельностном подходе прослеживается субъект-субъетные отношения, все участники являются равноправными партнёрами и активно взаимодействуют между собой, знания добывают сами в процессе поисково-исследовательской деятельности

Рассмотрим методологические подходы при организованной образовательной деятельности

Слайд 8 - 9. Методологические подходы к ООД

Ребё нок занимает активную позицию: он то — слушатель, то — наблюдающий, то — действующий;

На ООД главенствует дух открытия;

Обязательна смена мизасцен и движение;

Не принимать ответы детей без основания их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;

Отказаться от судейской роли: когда ребёнок говорит, он обращается и к детям и к воспитателю, как равноправным партнёрам;

Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий;

Статистическая поза ребёнка не должна превышать 50% всей ООД;

В процессе руководства детской деятельностью приемлен демократический стиль общения;

Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Слайд 10 Структура ООД с использованием личностно-деятельностного подхода

1. Создание проблемной ситуации

2. Целевая установка

3. Мотивация к деятельности

4. Проектирование решений проблемной ситуации

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

7. Подведение итогов

Слайд 11 Методы и формы личностно-деятельностного подхода

диалог

проект

игровые

мотивирование

целеполагание

создание ситуации выбора

рефлексивные

педагогической поддержки

создание ситуации успеха

обеспечение самореализации детей

Слайд 12 Формы самореализации дошкольника

Выставки (тематические)

Персональные выставки детских работ

События (предпосылки формирования традиций группы)

Проекты (условие — участие в проекте продуктивной деятельности детей)

Коллекции

Слайд 13 Создание пространственной предметно-развивающей среды группы для реализации форм саморазвития детей в ДОУ

Постоянные компоненты Временные (периодические, временно-присутствующие) Полученные в результате реализации проекта

Предметы-наполнители: коробочки, сумочки, сундучки и др. Выставки

Коллекции

Книжки- малышки Продукты детской (и совместной) деятельности, фотоальбомы, альбомы, атрибуты к играм, театральные куклы, театры, мини-музеи

Слайд 14 Проектный метод — мини-музеи в ДОУ

В нашем ДОУ уже не первый год практикуется метод проектов. В результате внедрения музейной педагогики в образовательный процесс, в ДОУ были созданы мини-музеи: «Музей сказок», «Хлеб», «Птичий двор», «Хохлома». Мини-музей «Хохлома» был представлен на районном смотре-конкурсе мини-музеев ДОУ и занял 1 место. Отличительной особенностью данных проектов является участие в них детей, родителей и педагогов.

Слайд 15-16

Продуктивной деятельностью детей стали рисунки, поделки, элементы театральных костюмов, куклы различных видов театра и др.

Слайд 17

Кроме мини-музеев в ДОУ педагогами реализуются следующие проекты:

«Любимые сказки» (Калинина Т. П.)

«Мой город» (Командина Н. Г.)

«Моя малая родина» (Вахромеева Н. А.)

«Эстетическое развитие детей средствами природного окружения (Федотова З. А.)

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры через музыкальную деятельность» (Калицкая Е. Ю)

«Мой край родной» (Фролова Е. Н.)

Слайд 18

Тематические и персональные выставки детей

Педагогами ДОУ используется личностно-деятельностный подход при организации общих тематических выставок детей, как в группах, так и на выставочных стендах ДОУ. Дошкольники с гордостью показывают свои работы родителям и рассказывают о том, чему научились в детском саду, при этом не заметно для себя закрепляют полученные знания и учатся анализировать свои работы и работы своих сверстников.

Воспитатели нашего дошкольного учреждения в каждом ребёнке видят личность, стараются отметить достижения в деятельности каждого воспитанника.

Слайд 19

С этой целью они периодически устраивают персональные выставки творческих работ детей в группах.

Слайд 20

Для каждого ребёнка оформлена в приёмной комнате папка, в которой накапливаются работы детей (рисунки, аппликации) выполненные в различной технике. С результатами продуктивной деятельности своего ребёнка родители могут познакомиться в любое удобное для них время.

Слайд 21

Портфолио дошкольников

Результатом личностно-деятельностного подхода является технология портфолио дошкольника, в оформлении которого заинтересованы все участники образовательного процесса (воспитатели, дети и родители). Каждый ребёнок стремиться пополнить своё портфолио рисунками, аппликациями, фотографиями, проявляя при этом активность, творчество и мастерство.

Слайд 22

Книжки-малышки

Продуктом совместной деятельности так же стали созданные в подготовительной группе книжки-малышки, где дети и родители реализовали свои творческие замыслы и способности. Каждая книжка-малышка отличается своей индивидуальной неповторимостью и несёт в себе познавательный материал, который дошкольники усваивали в ходе интересной мотивированной деятельности.

Слайд 23

Музыкально-театрализованные представления

Хорошо прослеживается личностно-деятельностный подход в театрально-игровой деятельности детей, которой так много уделяется внимания в нашем дошкольном учреждении. Педагогом дополнительного образования 1раз в неделю проводиться ООД в каждой дошкольной группе. Так же в течении дня проводиться индивидуальная работа как педагогом доп. образования, так и воспитателями. На базе ДОУ функционирует кружок «Сказка» по театрально-игровой деятельности (руководитель Шипицина О. В., который посещают дети средней, старшей и подготовительной группы. Традиционными в ДОУ стали совместные театрализованные представления детей и взрослых, что позволяет ребёнку расширить круг общения, позволяет каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом сообщества, способствует самореализации всех участников, т. к. все здесь выступают как равноправные партнёры взаимодействия.

Воспитанники нашего ДОУ очень любят участвовать в театрализованных играх, спектаклях, кукольных представлениях, ведь маленькие дети активны в том, что вызывает их интерес.

Слайд 24

Мотивируя детей различным способом педагоги активизируют их к деятельности, ведь действуя с куклами ребёнок учиться управлять ими; работая над ролью стремиться самостоятельно искать выразительные средства: движения, позу, мимику, жест, речевую интонацию, что способствует созданию образа героя. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Слайд 25

В ходе театрализованной деятельности у детей развиваются коммуникативные качества, формируется опыт социальных навыков поведения, развивается эмоциональная сфера ребёнка, что приводит к приобщению к духовным ценностям, а так же способствует социализации детей.

Слайд 26

Личностно-деятельностный подход при взаимодействие с родителями

В соответствии с новыми требованиями в дошкольном образовании родители являются участниками образовательных отношений. Поэтому при организации образовательного процесса мы используем личностно-деятельностный подход не только в работе с детьми, но и с их родителями. Педагогическим коллективом используются следующие интерактивные формы взаимодействия:

мастер-классы

совместная ООД

выставки творческих работ

не традиционные родительские собрания в виде КВН, круглого стола с чаепитием, музыкальных совместных с детьми творческих вечеров, семейных конкурсных программ с использованием ИКТ-технологий.

совместные праздники и развлечения

Слайд 27

Данные формы повышают активность родителей, вызывают желание участвовать в жизни ДОУ, способствуют единым подходам в воспитании и развитии творческой личности ребёнка.

Слайд 28

Золотые правила личностно-деятельностного подхода

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса

Веди ребенка от собственного опыта к общественному

Будь не «НАД», а «РЯДОМ»

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

Учи анализировать каждый этап работы

Критикуя, стимулируй активность ребенка

Публикации по теме:

Анкета для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Анкета для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников. 2014-2015 уч. год, 2015-2016 уч. Год. Цель: Выявить представления.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Пейзажи»Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Пейзажи» гра предназначена для детей 5 – 7 лет. В художественно – эстетической деятельности ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности,.

Дифференцированный подход в коррекционно-образовательном процессе Нет ни одного ребёнка идентичного другому. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей,.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

НОД по художественно-эстетическому развитию детей в процессе музыкальной деятельности с использованием ИКТ НОД по художественно-эстетическому развитию детей в процессе музыкальной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ «Сказка.

НОД по художественно-эстетическому развитию детей в процессе музыкальной деятельности в подготовительной группе НОД по «Художественно-эстетическому развитию» детей в процессе музыкальной деятельности в подготовительной группе Задачи: 1. Формировать.

Педсовет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников» Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников» Цель: совершенствовать работу в ДОУ по.

Программа Детско-родительского клуба по художественно-эстетическому развитию дошкольников 6–7 лет «Самоделкины» Пояснительная записка Художественно - эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка.

Развивающая среда по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 1 слайд. Развивающая среда. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностно-деятельностный подход в образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 21:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностно-деятельностный подход в образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сигунькова (УИ 258446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД