Екатерина Шатохина
Летний логопедический оздоровительный проект в старшей группе «Лето красное, безопасное»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ ЦРР Детский сад № 21
МО Кавказский район
Летний логопедический
оздоровительный проект
в старшей группе
«Дюймовочка 1»
«Лето красное - безопасное»
Подготовили и реализовали:
учитель-логопед Шатохина Е. Ю.
Воспитатель
Астрецова Н. С.
Инструктор ФК
Довгаль К. А.
Информационная карта проекта :
Продолжительность проекта : 3 недели (июнь).
Публикация «Летний логопедический оздоровительный проект в старшей группе „Лето красное, безопасное“» размещена в разделах
- Безопасное лето для детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Тип проекта : познавательно – речевой, оздоровительный.
Участники проекта : воспитанники, воспитатели группы, учитель-логопед, инструктор ФК.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Актуальность проекта : Проблема физического и психического здоровья, а также безопасности подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Нужно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но не всегда маленький ребенок обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Каждый человек должен заботиться о своей безопасности. Дети старшего дошкольного возраста открыты для получения новых знаний. Поэтому, просто необходимо в летний период напомнить им, правила безопасного поведения на улице, в природе, в быту и с дорожной азбукой!
Данный проект поможет ребятам получить знания по безопасному поведению. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на нас возлагаются как воспитательные, так и оздоровительные задачи. Одной из форм работы по реализации поставленных задач является организация летнего безопасного, оздоровительного отдыха детей. Немаловажным является то, что основную часть времени дети находятся на воздухе. Увеличение времени на свежем воздухе даст возможность для формирования здорового образа, повышения двигательной активности, обогатят знания детей о летних видах спорта.
В совокупности с оздоровительной работой должна проводиться работа по речевому развитию с включением логопятиминуток (физминутки, упражнения на развитие координации движений, артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика). Поскольку в настоящее время остается большое количество дошкольников с различными речевыми недостатками работа по развитию речи должна проходить систематически, регулярно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И в летний период она не должна прекращаться.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время.
Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие. Необходимо обучение знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья дошкольника через упражнения с мячом, которые позволят успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья. Данную задачу целесообразно решать в различных видах деятельности детей, где мяч является неотъемлемым атрибутом, путем систематизации сведений о мяче, проведения упражнений, игр, эстафет, бесед. Такой подход, более оправдан, учитывая перегруженность программ дошкольного воспитания в последние годы, информационно-познавательной деятельностью. Участие в развлечениях, досугах, обогатят знания детей новыми впечатлениями, разовьют творческие способности.
Проблема: Летом вероятность возникновения опасной ситуации возрастает в разы. Как показывает практика, часто дети не знают, как вести себя с незнакомым человеком на улице, что делать при пожаре или как правильно переходить дорогу. А потому появилась острая необходимость осуществления проекта «Лето красное – безопасное».
Цель проекта : Развитие речевой активности детей, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. Оздоровление детей в период летней оздоровительной компании. Развитие у детей интереса к летним видам спорта.
Задачи: знакомство с бытовыми источниками опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту
- вызвать интерес дошкольников к логопедическим (речевым) играм, потребность в них;
- формирование практические умения и навыки у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной);
- развивать и совершенствовать все стороны устрой речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
- побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
- вызвать у педагогов желание и стремление совершенствовать свою речь и речь детей;
-воспитание грамотного участника дорожного движения;
-воспитание чувства взаимопомощи и товарищества;
-совершенствовать знания детей как правильно вести себя в опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
- формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширять представлений о причинах и последствий неосторожного обращения с огнем.
-развивать познавательные интересы;
- создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды;
- побуждать детей сознательно относится к собственному здоровью;
- формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности;
- развивать двигательные умения и навыки у детей, способствующие укреплению здоровья через упражнения и игры с мячом.
Предполагаемый результат проекта : Дети знают и применяют на практике правила безопасного поведения, на улице, в быту, в природе. Осознано относятся к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Этапы работы над проектом :
• Подготовительный этап:
• Определение темы проекта
• Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта
• Составление плана основного этапа проекта.
• Инструктаж детей по предупреждению травматизма в играх со спортивным оборудованием.
• Подбор консультаций, рекомендаций для родителей
• Изготовление дидактической игры «Назови «лишний» вид спорта».
• Подготовка презентаций «Знакомство со спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для занятий летними видами спортивных игр и спортивных упражнений», «Летние виды спорта», «Правила дорожного движения – должны знать все без исключения» Подбор упражнений, игр, эстафет с мячом.
Предполагаемый результат:
Укрепление физического и психического здоровья, а также безопасность детей в летний период. Дети научатся правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, овладеют способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. У воспитанников сформируются понятия «опасность – безопасность», позволяющие самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Положительная динамика речевого развития, развитие всех компонентов речи.
Перспективный план реализации проекта :
Подготовительный этап.
Срок реализации: 1 неделя
№ Мероприятие Ответственные
1 Определение целей и задач проектной деятельности. учитель-логопед.
2 Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. учитель-логопед.
3 Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта. Воспитатель,
учитель-логопед.
4 Создание наглядно-дидактического материала. Выбор и подготовка оборудования.
Подбор материалов по темам «Безопасность», «Виды спорта». Воспитатель,
учитель-логопед, инструктор ФК.
5 Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. Воспитатель,
учитель-логопед, инструктор ФК.
6 Составление плана основного этапа. Воспитатель,
учитель-логопед, инструктор ФК.
Основной этап
Срок реализации: 2 недели.
№ Мероприятие Участники Ответственные
1 Проведение утренней гимнастики, гимнастики после сна. Дети. Воспитатель, инструктор ФК
2 Проведение логопятиминуток : артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, су-джок терапия, физминутки, лого ритмика. (ежедневно). Дети. Учитель-логопед.
Воспитатель, инструктор ФК.
3 Беседы: «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода», «Незнакомые люди на улице», «Если чужой приходит в дом», «Личная безопасность на улице», «Как вести себя в жару на участке», «Огонь друг и враг человека». Профессия пожарный (рассказ по картинке, игра с муляжами).
Беседа с детьми об истории рождения мяча. Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…», «Тебя угостил незнакомец».
Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой»
Работа с альбомом: «Грибы», «Ягоды».
Беседа «Осторожно насекомые!»
Беседы «Осторожно-таблетки», «Острые предметы», «Вот так приключение: в доме наводнение!», «Не трогай розетки!» «Дверь не открываем!», «Если ты потерялся на улице»
Чтение стихов и сказок (Приключение Буратино, Сказка о глупом мышонке).
Чтение стихов и рассказов об огне, пожарах: Авторы стихов: С. Маршак, А. Усачёв, В. Меркушева, Е. Гладкова, Т. Шорыгина, В. Кузьминов, Е. Устинова, Л. Ведерникова.
Разучивание стихотворения: «Светофор – наш друг», «Однажды две сестрички» М. Дружинина.
Заучивание: пословица «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин», стихотворение
«Может другом быть огонь, только зря его не тронь». Дети
Учитель-логопед.
Воспитатель, инструктор ФК
4 Художественное творчество:
Рисование «Внимание: опасность – огонь», «Какое замечательное лето», «Спортсмены».
Рисование мелками на асфальте.
Лепка «Виды спорта», «Летние забавы», «Мухомор».
Аппликация «Как здорово летом». Дети Воспитатель.
5 Составление рассказов по сюжетным картинкам «Спорт – это жизнь», «Опасные ситуации», Один дома».
Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным педагогом.
Придумывание сказки: «Как злой огонь стал добрым» (совместное творчество). Дети Учитель-логопед, воспитатель.
6 Проведение игровых упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков (работа в раскрасках «Виды спорта», штриховка). Дети Учитель-логопед.
Воспитатель.
7 Консультации в родительском уголке
• «Как одеть ребенка в жару»
• «Ребенок и дорога»
• «Закаливание детей в домашних условиях»
• «Ребенок один дома»
• «Огонь – друг и враг»
• «Совместные занятия спортом детей и родителей в летний период»
Буклет «Безопасность ваших детей на водоемах летом». Фотовыставка: «Как я отдыхаю детом». Родители. Воспитатель, учитель-логопед, инструктор ФК
8 Проведение физкультуры на свежем воздухе (2 раза в неделю) Дети Воспитатель, инструктор ФК
9 Закаливание: солнечные ванны, воздушные ванны, игры с водой, проветривание помещений, обтирание, босо хождение (в беседке группового участка). Дети Воспитатель, учитель-логопед, инструктор ФК
10 Наблюдения в природе, за транспортом на прогулке, экскурсия на проезжую часть.
Наблюдение на участке детского сада за деревьями, насекомыми, птицами, за поведением детей на соседних участках.
Труд на участке по уборке территории, уборка на огороде и клумбе ДОУ. Дети Учитель-логопед.
Воспитатель, инструктор ФК
11 Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Четвёртый лишний», «Противоположности», «Можно или нельзя», «Стоп!», «Один-много», Игра с мячом: «Съедобное, несъедобное», «Что лишнее?», дидактические игры о спорте, «Раз, два, три, что может быть опасного найди».
Игры по развитию мелкой моторики: песочная терапия, с мозаикой, природным материалом.
Ситуативная игра «Беседа ребенка с незнакомцем». Игровые ситуации «Что я буду делать, если…» телефоны спец. служб).
Настольно-печатные игры: «Времена года», «Календарь погоды», лото «Приметы
лета», «Лото осторожностей».
Игры, эстафеты и упражнения с мячом.
Упражнения на фитбол-мячах.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Легкоатлетический забег по территории ДОУ.
Сюжетно-ролевые игры: «Мы пожарные», «Спортсмены», «Семья на пробежке», «Мы пришли на пляж», «Путешествие на корабле», «Спасатели».
Строительные игры с песком. Учитель-логопед.
Воспитатель, инструктор ФК
Экспериментирование: «Давление воздуха», «Сила ветра»; «Свойства воды»,
«Уровень воды», «Измерение температуры воздуха и воды», «Послушный ветерок». Воспитатель
12 Презентации «Правила дорожного движения – должны знать все без исключения», «Летние виды спорта». Дети Учитель-логопед.
Воспитатель, инструктор ФК
13 Просмотр мультфильмов: «Как казаки в футбол играли», «Метеор» на ринге», «Кто получит приз?», «Кто первый?», «Как утенок музыкант стал футболистом», «Укрощение велосипеда».
Просмотр цикла мультфильмов: «Уроки безопасности с тётушкой Совой» Дети Воспитатель
14 Экскурсия в «Комнату ПДД», «Тренажерный зал» в ДОУ, по территории ДОУ на улице. Дети Учитель-логопед.
Воспитатель, инструктор ФК
15 Развлечение с детьми «В гостях у дорожных знаков».
Спортивный досуг для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Дети Учитель-логопед.
Воспитатель, инструктор ФК
Заключительный этап
Срок реализации: последний день проекта
№ Мероприятие Участники Ответственные
1 Выставка рисунков «Какое замечательное лето». Дети Воспитатель
2 Здоровый ринг «Лето красное - безопасное» (закрепление пройденных тем, упражнений,
эстафет, бесед). Дети, родители. Воспитатель, учитель-логопед, инструктор ФК.
3 Подготовка фото отчета о проделанной работе.
Создание презентации «Работа над проектом». Дети, родители. Воспитатель, учитель-логопед
4 Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта. Дети. Воспитатель, учитель-логопед, инструктор ФК.
5 Совместно с детьми выпустить газету «Лето красное – безопасное», которую затем смогут прочитать их родители. Дети Воспитатель, учитель-логопед, инструктор ФК.
6 Презентация проекта (родительский чат, сайт ДОУ). Воспитатель, учитель-логопед.
Результативность проекта :
Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, во время пожара, на воде, солнце, одних дома, в лесу, в общении с незнакомыми людьми, научились применять полученные знания о правилах безопасности в различных ситуациях в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
Объединенные усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами безопасности и их соблюдению в жизни, планомерно и активно распространялись на знания о правилах безопасности детей в различных ситуациях среди родителей.
За время проведения проекта у детей развились партнерские отношения, улучшились взаимоотношения и взаимопонимания с родителями
Заключение:
Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей по теме «Транспорт» способствует расширению знаний детей о транспорте. В результате проделанной работы: у детей сформировалась положительная динамика речевого развития, сформировался лексико-грамматический строй речи по теме «Транспорт», пополнилась развивающая среда, сформировались представления о разновидностях транспорта, обогатилось представление о разновидностях транспорта, обогатилось представление о профессиях людей, которые работают на транспорте, систематизировались знания о ПДД и поведение в транспорте.
Список литературы:
1. Н. В. Нищева; Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб., «Детство –Пресс, 2020г.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М. Школьная Пресса 2002.
3. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
4. В. К. Полынова, З. С. Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры» СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.
5. Т. А. Шорыгина Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
6. Т. А. Шорыгина. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
7. Т. А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
8. Ю. А. Старцева Школа дорожных наук, дошкольникам о ПДД, ТЦ «СФЕРА», М: 2017г.
9. С. Н. Нифонтова, О. А. Гаштова, Л. Н. Жук «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет», СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 201ог.
10. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников, ТЦ «СФЕРА», М: 2013г.
11. Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения» (для детей 5 – 7 лет, ИЦ «ВЛАДОС», М: 2003г.
12. Песенник «Раз, два – радуга!» (песни на стихи Вадима Семернина, изд. «Советский композитор», М: 1988г.