Авласович Елена
Конспект лексико-грамматического занятия «Зима» для детей 6–7 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Авласович Елена Юрьевна
учитель-логопед
МАДОУ детского сада
комбинированного вида № 173
Зима.
Тип занятия : подгрупповое.
Вид занятия : лексико-грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи. Второй год обучения, первый период.
Общая продолжительность занятия : 30 минут.
Цель: употребление предлогов «в», «на», «из» в предложении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия „Зима“ для детей 6–7 лет с ОНР» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Учить определять предлоги: «в», «на», «за» в предложении.
2. Познакомить детей с пиктограммой, анализируя предложение.
3. Закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице, используя предлоги «в», «на», «за» в предложениях.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать у детей речевое внимание на основе упражнений на определение предлогов, а также изменения частей слова.
2. Развивать координацию слов и движений через активизацию общей и мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к окружающей действительности зимой.
Предполагаемый результат: дети будут уметь употреблять предлоги: «в», «на», «за» в предложении.
Ресурсы: мяч; изображение предметных и сюжетных картинок по теме «Зима» на проектировочной доске; схемы предложений с предлогами: «в», «на», «за»; карандаши; чистые листы бумаги; обруч; мнемотаблица; снежинки;
№ Задачи Содержание Организация Результат
1. Вводный этап
1 Создать соответствующий эмоциональный климат. Совершенствовать умение выражать эмоции мимикой. Психогимнастика «Зимние забавы». Нужно показать движениями игру в снежки, катание на лыжах. Изобразить страх падения с санок, радость хорошего настроения.
Психолог просит показать действия, эмоции. Выполняет вместе с детьми. Дети показывают действия, изображают эмоциональное состояние с помощью мимики и взгляда.
2 Привлечь внимание детей, настроить на занятие. Появление логопеда в костюме Зимы Логопед объявляет тему занятия и нацеливает на результат. Дети внимательно смотрят, слушают.
2. Основной этап.
1 Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе. Игра с мячом.
«Скажи со словом «зимний».
Слова: день, утро, ночь, погода, ветер, воздух, солнце, небо, сапоги, пальто, куртка, шапка. Логопед бросает мяч детям, называя слова. Дети ловят мяч. Соединяют слово логопеда со словом «зимний». Бросают мяч логопеду, проговаривая два слова.
2 Закреплять умение подбирать родственные слова. Изображения на слайдах.
-Что изображено на картине? (зима)
- Как ласково назвать зиму?
- Где зимует медведь, барсук? (по-другому зимовье)
- Если птицы остались зимовать, то они какие? (зимующие)
Нужно назвать все родственные слова.
На слайде схематичное изображение семьи (родственников)
Логопед задает вопросы к изображениям на слайдах, выслушивает ответы детей Дети отвечают на вопросы, называют родственные слова
3 Учить определять предлоги: «в», «на», «за» в предложении. Изображения на слайдах.
Вопросы к изображениям на слайдах, предполагающие употребление в ответах предлогов: «в», «на», «за».
-Где сидит снегирь?
- Где спит медведь?
- Где спрятался заяц?
-Где живет белка?
- Где стоит волк?
-Куда падают снежинки?
Логопед выслушивает ответы детей, просит назвать предлог. Дети отвечают на вопросы, называют предлоги.
4 Учить выбирать схему предложения с нужными предлогами. Подбор схем предложений с предлогами: «в», «на», «за» Логопед проговаривает предложения (ответы на вопросы) и предлагает детям выбрать подходящую схему. Дети слушают предложения и выбирают схемы.
5 Познакомить детей с пиктограммой, анализируя предложение. Анализ предложения: «Снежинки падают на землю». Нужно показать слова по порядку, показать вразброс, определить: на каком по счету месте стоит предлог «на»?
Затем нужно нарисовать схематичную картинку под каждым словом на схеме предложения. «Прочитать» свою пиктограмму. Логопед называет слова по порядку в предложении, затем вразброс. Затем просит детей определить (произнести и показать) на каком по счету месте стоит предлог «на»? Далее логопед объясняет детям что такое пиктограмма, предлагает детям ее зарисовать, а затем «прочитать» двум детям. Помогает детям, если нужно. Дети показывают слова на схеме по порядку, затем вразброс. Определяют место предлога «на». Далее зарисовывают пиктограмму и «зачитывают».
6 Развивать координацию слов и движений через активизацию общей и мелкой моторики, снятие напряжения. Динамическая пауза.
Зимняя забава «Метание снежков в цель». Нужно сминать лист бумаги (воображаемый снежок, проговаривая слова: «Мы теперь метатели. Бьем по неприятелю! Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок». Далее бросить в обруч смятый лист бумаги. Логопед сминает лист бумаги и проговаривает слова вместе с детьми, интонационно задавая темп. Обращает внимание детей, что сминать нужно сильнее, чтобы получился маленький комок (снежок) Дети сминают лист бумаги в комок, проговаривая слова вместе с логопедом. Бросают комок в цель.
Пальчиковая игра Логопед показывает, соотнося движения слов с движениями рук Дети вместе с логопедом показывают и проговаривают
7 Закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице, используя предлоги «в», «на», «за» в предложениях. Изображение мнемотаблицы.
-Какое время года наступило?
-Что лежит на земле?
- Почему дети надели теплую одежду?
-Во что играли дети на улице?
-На чем катались дети?
- Где прятались дети?
- Как гулять зимой?
Рассказ троих детей. Логопед задает вопросы, выслушивает ответы детей. Слушает рассказы троих детей Дети отвечают на вопросы. Трое детей составляют рассказ по мнемотаблице используя предлоги «в», «на», «за»
3. Заключительный этап.
1 Обобщить полученные умения Итог занятия.
-О чем мы говорили все занятие?
Рефлексия.
-Какое задание для вас было самым простым? Сложным?
- Как ты сегодня занимался? (спросить трех детей) Логопед задает вопросы Дети отвечают на вопросы.
2 Вызвать положительный эмоциональный отклик Благодарность за хорошую работу. «Зима» (логопед) раздает детям снежинки. Дети радуются подарку.
Литература:
1. Кузнецова Е. В. Тихонова, И. А. Ступеньки к школе. М. ,1999.
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.