Антонина Головченко
Мастер-класс для логопеда «Постановка звука [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикующие логопеды знают, что самым результативным способом постановки звука «Р» чаще всего бывает постановка от упражнения «Моторчик». Но, к сожалению, после такой постановки, зачастую к звуку «Р» дополнительно присоединяется переднеязычный звук «Т»(«Д»). Что же делать в таком случае, как убрать лишний звук?
Публикация «Мастер-класс для логопеда „Постановка звука [р]“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2019
В разных источниках предлагается как можно дольше «сидеть» на автоматизации слогов и слов со стечением согласных «ТР», «ДР». ( Например: трава, дрова, труба, друзья и т. д.) Но бывает, проходит не один месяц, а ребёнок всё так и не может произнести звук «Р» изолированно без дополнительного «Т». Иногда, в таком случае, предлагается произносить звук «Т» как бы шёпотом, а звук «Р» громче - с голосом, но и этот вариант не даёт особых положительных результатов. Так же, опытные специалисты предлагают ребёнку в процессе произнесения слогов ( например:«Ра-ру-ры») держать указательный пальчик сбоку во рту, для того, чтобы рот был приоткрыт и тогда, возможно, кончик языка не успеет дополнительно подняться и произнести ненужный звук «Т».Этот вариант то же срабатывает не всегда. Учебный год пролетает очень быстро, времени на автоматизацию катастрофически не хватает, словарный запас слов со стечение согласных «Тр», «Др», увы, не велик. Что же делать в таком случае?
Лайфхак: просто переходить на автоматизацию со стечение заднеязычных «К» и «Г» в сочетании со звуком «Р».(«Кра- кро-кру-кры-крэ; Гра-гро-гру-гры-грэ») Поскольку произнести слоги типа: «КТРА» гораздо сложнее, чем просто «Кра», из-за большого стечения согласных передне и заднеязычных, ребёнок машинально, не задумываясь говорит нужный слог, без дополнительного звука «Т»(«Д»). Начинать произношение в таких слогах (словах) нужно без дополнительного акцента внимания ребёнка на новый материал, а просто в потоке произнесения старых вариантов слогов, добавить новые: «Тра-тру-тры-кра-кру-кры, Дра-дру-дры-гра-гру-гры») К тому же, словарный запас таких слов значительно шире. (Кран, круг, крот, град, гром, груз и т. д.) После положительного результата обратите внимание ребёнка, что лишняя буква «отстала», а значит, он прекрасно может обходиться и без неё! Успехов!