Елена Абросимова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.
Задачи:
Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.
Воспитание усидчивости.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие технологии;
Развивающие технологии.
План:
I. Оргмомент;
II. Сообщение темы;
III. Артикуляционная гимнастика;
IV. Постановка звука [л];
V. Уточнение артикуляции звука [л];
VI. Развитие фонематического анализа;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Постановка звука [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
VII. Закрепление связи между буквой и звуком [л];
VIII. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Оргмомент
Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку :
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
- Что это за овощ? Покажи на картинке.
Ребенок находит картинку с изображением лука.
Л. : Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?
Р. : Звук [л].
Л. : Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.
II. Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].
III. Развитие фонематических процессов
Л. : Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова : лампа, доска, кот, лук, полка.
Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].
Л. : Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.
Ребенок выбирает нужные картинки.
Л. : Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.
Л. : Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).
Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине - в средний вагон (во второй, если в конце – в третий.
IV. Артикуляционная гимнастика
Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».
V. Уточнение артикуляции звука [л]
Л. : Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).
Где находится кончик языка?
Р. : кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Р. : Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?
Р. : Нет
Л. : Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).
VI. Постановка звука [л]
Логопед использует три способа постановки.
1. (По подражанию)
Л. : Погуди как корабль (л-л-л-л-л)
2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)
Л. : Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.
3. (От межзубного звука [ы])
Л. : Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л].
После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.
VII. Подведение итогов занятия
- Какой звук мы учились произносить?
- Звук [л].
- Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).