Олеся Ладутько
Квест-игра как современная технология в работе специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра - как современная технология в работе специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Квест-игра как современная технология в работе специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Игра для ребенка это основной вид деятельности и средство познания мира, себя, проявления своих возможностей и саморазвития. Для ребенка-дошкольника, развитие и обучение происходит естественным образом именно в игре. Если правильно организовать игру - она может стать мощным педагогическим средством, которое позволит комплексно решать различные развивающие и образовательные задачи.
На сегодняшний день современного ребенка сложно чем-то удивить. И в связи с этим педагоги понимают, что необходимо разнообразить в своей работе средства обучения и развития, применяя современные технологии, методики и использовать новые формы проведения образовательной деятельности. Так, квест-игра является одной из новых форм в практике дошкольного образования.
Понятие квест– (англ. Quest) может иметь несколько значений: приключенческая игра, поиск, поиск предметов, компьютерная игра-повествование, задание, которое требуется выполнить персонажу и т. д. В квест-играх участники перемещаются из одного места в другое, выполняя интеллектуальные, спортивные, творческие задания, разыскивают различные предметы, находят им применение, разговаривают с различными персонажами в игре и на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Когда дети выполняют первое задание, они получают подсказку к выполнению следующего, что вызывает еще больший интерес, а это эффективное средство повышения мотивации к познанию и двигательной активности.
Эту игру можно проводить и в одном помещении, и в группе помещений, и на территории учреждения на свежем воздухе.
Важным элементом в квест-игре является обследование мира, а решение головоломок и задач, требующих от игрока где-то умственных, а где-то физических усилий, выполняют основную роль в игровом процессе. При всем своем обширном познавательном материале, в который включена речевая, двигательная и творческая деятельность, квест – игра не перегружает детей. С помощью квеста можно решать как комплексные, так и более узкие образовательные и развивающие задачи. Она позволяет активизировать имеющиеся у детей знания, закрепить их. В квест-игре дети чувствуют себя более уверенно, и у них отсутствует страх сделать что-то не так. А это может стать основой творчества детей.
Наше дошкольное учреждение имеет логопедическую направленность и работа с детьми, имеющими речевые нарушения, является основной для специалистов. Многие дети с нарушениями речи могут иметь проблемы в познавательной, эмоциональной, моторной, коммуникативной сфере, при этом имея слабую мотивацию к выполнению произвольной деятельности. Поэтому для решения многих образовательных и развивающих задач, мы в свою работу решили включить квест-игру. Так при взаимодействии специалистов нашего учреждения, т. е. педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, был разработан проект, в котором через квест-игру дети усваивали и закрепляли знания и навыки. В свой квест, мы решили включить такие образовательные области, через которые, каждый специалист решал бы свои задачи. Так были сразу задействованы такие области как: речевое, познавательное, коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Первый и последующий опыт показал, что дети действительно увлеченно и с удовольствием выполняли и проходили все задания, даже те, у кого были тяжелые нарушения речи, чувствовали себя свободно, отвечали на вопросы без смущения. У детей было много положительных эмоций и им хотелось еще раз пройти такое приключение. После проведения игры, специалистами были сделаны выводы о том, что через такую форму игры, дети лучше усваивали и закрепляли материал, с удовольствием выполняли творческие и физические задания, при этом ребята работали в команде, помогали, и поддерживали друг друга. Таким образом, можно сказать, что при комплексном подходе и взаимодействии специалистов ДОУ, квест-игра является эффективной технологией решающей много образовательных и развивающих задач у детей с нарушениями речи.
Квест-игра, как и любая технология имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов.
Первый этап – определение категории участников, с которыми будут проводить квест, определение целей и задач специалистами (организаторами, обдумывание пространства, написание сценария.
На втором этапе происходит разработка маршрута, подготовка оборудования и материала.
Третий этап, это непосредственно проведение квест-игры.
Квест-игра хороша и удобна тем, что не требует подготовки воспитателей и детей. А может быть неожиданным и сюрпризным моментом для участников.
Важным звеном, в проведении квест-игры, является безопасность для участников мероприятия.
В детских садах квест-игру можно проводить начиная с младшей, при этом хорошо подключить и родителей. В своем дошкольном учреждении мы проводили квест-игры пока только в старшей и подготовительной группе.
Квест-игра для детей старшей и подготовительной групп:
«Весеннее приключение»
Цели: закрепить знания и умения, познакомить с новой информацией, вызвать у детей интерес, любознательность, создать веселое настроение.
Задачи:
1. Активизировать пассивный и активный словарь;
2. Развивать фантазию, воображение;
3. Способствовать формированию у детей самостоятельного мышления;
4. Вызвать удовольствие от выполнения заданий сообща;
5. Развивать быстроту реакции;
6. Способствовать умению пользоваться полученными знаниями;
7. Развивать творческие способности.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, продуктивная, коммуникативная.
Формы работы с детьми: занятие-развлечение, квест-игра.
Атрибуты: костюмы Бабы-Яги, Кикиморы, Лешего, Весны, волшебные записки Весны, корзина с цветами, карты с маршрутами, теоретический и дидактический материал для заданий.
Подготовительная работа: заранее подготовить все задания, дидактический материал, загадки, текст писем и разложить их по местам, карты, костюмы, подготовить и разложить атрибуты для заданий.
Участники: дети двух групп, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учителя-логопеды.
Краткое содержание занятия
Действие разворачивается в логопедической группе №8. Ведущий (педагог-психолог) заходит в группу к детям и говорит о том, что у него есть письмо от Весны и ему необходима помощь детей. Но ввиду того, что нужна очень большая команда, надо отправиться еще в другую группу за детьми. Ведущий, воспитатель и дети отправляются в логопедическую группу №11. Здесь ведущий читает письмо, из которого понятно, что Баба-Яга похитила у Весны корзину с волшебными цветами, а без этой корзины Весна не сможет сделать так, чтобы везде появились прекрасные весенние цветы. Ведущий спрашивает детей, согласны ли они помочь Весне и предупреждает, что на пути их ждут разные испытания, которые им приготовила Баба-Яга. После того, как дети соглашаются, Ведущий говорит детям, что прежде чем пройти испытания нужно подготовиться и потренироваться, и задает упражнения и задания, которые помогают детям раскрепоститься и сплотиться. После того, как дети выполняют задания, Ведущий хвалит детей и раздает карты с маршрутом для каждой команды, на которых изображены символы. Для того, чтобы понять, что обозначает символ, надо отгадать загадку.
Маршрут группы №8:
1. Спортивный зал.
2. Дидактика.
3. Музыкальный зал.
Маршрут группы №11:
1. Дидактика.
2. Спортивный зал.
3. Музыкальный зал. [/i]
Ведущий уходит со второй группой, затем присоединяется к первой группе, контролируя ход занятия, то у одной, то у другой группы.
Спортивный зал.
В спортивном зале детей встречает Леший (инструктор по физической культуре и проводит с ними подвижные игры, по окончании которых дети получают первый цветок)
Дидактика.
В дидактике детей ждет Кикимора (учитель-логопед, проводит с детьми артикуляционную гимнастику и задает задания, завершив которые, дети получают второй цветок)
Музыкальный зал.
Последний пункт в маршруте это музыкальный зал, в котором собираются все: Ведущий, воспитатели, дети обеих групп, Кикимора и Леший.
В музыкальном зале встречает всех Баба-Яга (музыкальный руководитель и задает им свои творческие задания, после которых отдает цветок и корзину). После этого дети собирают в корзину все цветы, и тут появляется Весна (роль весны исполнил 2-й логопед, которая благодарит всех. В конце все водят дружно хоровод после которого прощаются. Дети идут в группы.
Список литературы:
1. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. /Под. Ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина - М., 1987.
2. Дубцова Г. М. Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс].
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М. : Академия, 2001.