оксана кондрашова
Квест-игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ.
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности.»
Макаренко А. С.
На современном этапе в дошкольном образовании активно используются инновационные технологии, которые позволяют детям быть более инициативными и самостоятельными, что соответствует требованиям ФГОС ДО. И здесь особое внимание необходимо уделять мотивации детей, т. е. организовать работу так, чтобы предлагаемая деятельность стала для ребенка значимой и привлекательной.
Публикация «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Квест – технология в настоящее время пользуется огромной популярностью, благодаря неординарной организации и захватывающим сюжетам. Эта технология предполагает различные варианты игры, а игра – ведущий вид детской деятельности. С помощью квест – игры мы имеем возможность ненавязчиво решать задачи в образовании и развитии ребё нка по всем 5-ти направлениям:
• физическое развитие;
• развитие речи;
• художественно – эстетическое развитие;
• познание социально – коммуникативных навыков;
• познавательное развитие.
Такая игра обладает огромным развивающим потенциалом, ведь целью её является развитие индивидуальности, инициативности, самостоятельности, поисковой активности детей. Благодаря этой деятельности у ребёнка идёт накопление нового практического опыта.
Во время квест - игры, дошкольники незаметно для себя решают различные математические задачи, а также учатся логически мыслить, рассуждать.
Если перевести слово «Quest» с английского языка, то это - «поиск». Он может быть связан с приключениями или игрой, подразумевает наличие какого-либо сюжета, который в свою очередь предполагает достижение цели путем преодоления различных препятствий.
Квест - игра командная, где задействованы не только эрудиция и выносливость, но и креативность, сообразительность и нестандартное мышление.
Чтобы достичь поставленной в игре цели, необходим поиск подсказки, сообщения, предмета, с помощью которых будет возможно дальнейшее передвижение. И здесь не обойтись без смекалки, умения логически мыслить, рассуждать, анализировать.
Квест – игры для дошкольников могут затрагивать самые разные области знаний и умений. Например, если игра посвящена дню здоровья уместно проведение физических соревнований (эстафет, а в квест – игру ко дню космонавтики можно включить интеллектуальную викторину.
Для поддержания эмоционального настроя, заинтересованности детей немаловажную роль будут играть красочные декорации, привлечение сказочных героев, музыкальное оформление мероприятия.
Преимущества квестов в ДОУ налицо :
• детям очень нравятся такие игры, отсюда возможность ненавязчиво способствовать активизации познавательных и мыслительных процессов воспитанников;
• игровой процесс способствует достижению образовательных целей : знакомству с новой информацией, реализации проектной деятельности, использованию имеющихся знаний и умений на практике;
• дети учатся работать в коллективе сверстников слаженно, т. к. от этого зависит конечный результат, отсюда - повышение сплоченности и дружбы.
Выполняя развлекательную функцию, квест – игры способствуют реализации следующих задач:
• образовательные (усваивание новых знаний и закрепление имеющихся);
• развивающие (в процессе игры повышается образовательная мотивация, развиваются индивидуальные и творческие способности, положительные психологические качества, формируются навыки исследования, самореализация детей);
• воспитательные (формируются навыки взаимопомощи и взаимодействия с одногруппниками).
По структуре сюжетов квест – игры подразделяются на три вида:
• Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
• Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
• Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными : игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; ребусы; загадки; пазлы; игры с песком; творческие задания; спортивные эстафеты; лабиринты.
Дошкольники с большим желанием и удовольствием принимают участие в квестах. Для детей младшего дошкольного возраста хорошо выбирать игры на основе сказочного сюжета. Например, сказка «Снегурушка и лиса». Девочка Снегурушка приходит к малышам и просит их о помощи – она заблудилась в лесу и не может найти дорогу домой. Ребята отправляются в путешествие со Снегурушкой, преодолевая разные преграды в виде интеллектуальных и спортивных заданий. Здесь могут быть задействованы и другие персонажи: Лиса, Волк, Медведь, Бабушка, Дедушка.
Для дошкольников среднего и старшего возраста будет интересным и оставит незабываемые положительные впечатления участие в игре персонажей из любимых мультфильмов.
Сюжеты квест-игр для дошкольников : приключения по мотивам художественных произведений, расследование происшествий (экспериментирование, помощь героям, поиск «сокровищ», путешествие. Квест – игры могут быть приурочены к каким – либо событиям: ко дню космонавтики, дню здоровья, празднику Великой Победы и т. п.
Таким образом, в последние несколько лет квест-игры признаны одним из интереснейших средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как физически здоровой, творческой личности с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.