Карина Ахметзянова
Курсовая работа «Формирование экологических знаний у младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ психологической, педагогической и методической литературы по формированию экологических знаний 6
1.2 Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников 12
1.3 Формы и методы организации экологического воспитания у младших школьников 14
1.4 Вывод к 1 главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Публикация «Курсовая работа „Формирование экологических знаний у младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Проблема формирования экологической компетентности детей школьного возраста приобрела актуальность с тех пор, как до общественного сознания пришло понимание взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости и взаимообусловленности их существования. Причиной является не столько недостаток знаний, сколько отсутствие должного отношения к природе, чувства ответственности за природу как собственное жизненное пространство, неосознанность духовного и физического единства человека и природы.
Отсюда выявляется противоречие между объективными потребностями практики в формировании экологических знаний и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования экологических знаний при изучении окружающего мира у младших школьников.
Справедливо утверждение С. Н. Глазачева о том, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования. В связи, с чем у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало формированию экологического сознания.
«Мы стремимся к тому писал В. А. Сухомлинский, чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок». [18]
Но для этого необходимо сформировать экологические знания.
В начальной школе закладывается начало формирования экологических знаний. Вопросом формирования у учащихся начальной школы экологических знаний занимаются такие ученые, педагоги, как Л. П. Салеева-Симонова, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, В. С. Мухина, Л. П. Молодова и др. В исследованиях данных авторов рассматриваются психолого-педагогические проблемы развития младшего школьника. В сфере формирования экологических знаний основное внимание уделяется не только его содержанию, но и технологиям.
Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей; формирование практических умений и навыков учебного труда.
Основная работа в начальной школе по формированию экологических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, очень важно формирование у младших школьников экологических знаний, т. к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы.
На сегодняшний день остаются недостаточно раскрытыми педагогические условия формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира младшими школьниками.
Объект исследования: процесс формирования экологических знаний у младших школьников.
Предмет исследования: создание педагогических условий для формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира.
Целью работы стало выявление значения и задач ознакомления младших школьников с природой.
Задачи исследования:
на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «экологическое образование», «знания», «экологические знания»;
рассмотреть проблему формирования экологических знаний у младших школьников;
изучить возможности формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира;
Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий успешного формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста при изучении окружающего мира.
Практическая значимость данной курсовой работы состоит в создании базы знаний для разработки конспектов уроков и внеклассных занятий, направленных на формирование экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.
Структура работы состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ психологической, педагогической и методической литературы по формированию экологических знаний
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой-Симоновой. По определению Л. П. Салеевой-Симоновой, экологическая культура это качество личности, компонентами которой являются:
интерес к природе и проблемам ее охраны;
знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении. [7]
На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.
Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет В. С. Мухина «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель». [11]
А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина считают, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование [19] утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.
Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Экологическая культура, по мнению А. Н. Захлебного это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. [19]
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги.
Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных. Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей-натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.
«Сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы». [5]
Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.
Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. На уроках трудового обучения и дома дети изготавливают кормушки, накапливают корм. В течение зимы дети поочередно ведут наблюдение за «птичьей столовой».
Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии.
Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета наш дом и о нем надо заботиться.
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость.
Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.
В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.
Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.
Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира.
Интерес мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них к интересу на более высокой его ступени. [14]
Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.
Экологическое образование должно решать следующие задачи:
формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса;
воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали. [8]
Содержание экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента:
1. Познавательный это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.
2. Ценностный осознание детьми значения природы как универсальной ценности.
3. Нормативный этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.
4. Деятельностный овладение видами и способами общественно полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.
Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.
Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.
Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов. Формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома планеты Земля вот главное в жизни.
1.2 Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно умозрительно, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребёнок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить своё место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
В основе общения младших школьников с живой природой лежит отношение старшего к младшему.
Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может появиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Это связано с незнанием младшими школьниками правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней.
Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития младших школьников.
Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребёнок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребёнка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребёнка и может изменено только им.
Младшему школьнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному, растению больно, как мне). Ребёнок легче понимает то, что связано с ним, его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. [6]