Светлана Горбикова
Семинар-практикум для воспитателей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара - практикума: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование интерактивных игр при организации работы с детьми.
Участники: педагоги.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбуки.
План семинара:
1. Использования интерактивных в образовательном процессе ДОУ.
2. Практическая часть.
3. Подведение итогов, обмен мнением.
Ход семинара – практикума.
Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня на семинаре – практикуме вначале вспомним немного теории, уточним значение и смысл некоторых терминов. А в основной части - будет практическая занимательная работа по теме «Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ.
- Что такое ИКТ?
ИКТ – это информационно – коммуникационные технологии в образовании– это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе для образования детей (развития, диагностики, коррекции).
- Что такое «интерактивная игра»?
Интерактивная игра - современный и признанный метод обучения и воспитания.
- Какие функции может выполнить интерактивная игра?
Интерактивная игра выполняет образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве.
- Какие различия результата интерактивной игры для дошкольника и для педагога?
Интерактивная игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Учит стойкости при неудачах.
Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.
Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность. В такой игре дети не только узнают новое, но и развиваются умственные способности. Интерактивные игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У дошкольников развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.
Познавательная активность дошкольников выражается:
- в заинтересованном принятии детьми информации,
- в желании уточнить, углубить свои знания,
- в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы,
- в проявлении элементов творчества,
- в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Можно выделить три группы интерактивных игр:
- обучающие,
- контролирующие,
- обобщающие.
Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению меж предметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.
Интерактивная форма подачи игрового материала создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает интерактивную игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей дошкольного возраста. Поэтому я решила использовать интерактивные игры на занятиях с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Предлагаю вам, участники семинара – практикума создать две команды.
Педагоги делятся на 2 группы. Одна группа располагается возле интерактивной доски, другая группа - в зоне, где расположены ноутбуки.
Для первой группы предлагаю игры, в которые можно играть с помощью интерактивной доски.
1. Интерактивные игры для детей 5 – 7 лет по развитию речи на интерактивной доске.
Игра «Цепочка»
Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.
Ход. На интерактивной доске представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Ведущий предлагает педагогам-участникам выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести стилусом выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Сравниваются две цепочки.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: упражнять в объяснении значения слов.
Ход. На интерактивной доске находятся несколько домиков, с закрытыми окнами-шторками. В них «живут» слова (музей, подснежник, ливень, ложь, соревнование, бассейн, телогрейка, дворец). Участникам предлагается выйти к доске, открыть любое окошко-шторку, прочитать слово, которое им досталось и объяснить его значение («музей – это место, где собраны картины и туда приходят люди, чтобы на них посмотреть» и т. д.)
Игра «Назови детенышей»
Цель: упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.
Ход. На интерактивной доске представлены картинки животных и их детенышей. Участникам предлагается выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести их к нему и сказать кто у кого есть» («У волка - волчата, у волка много волчат». «У ежа - ежата, у ежа много ежат» и т. д.).
Игра «Наоборот»
Цель: закреплять умение подбирать слова противоположные по смыслу
Ход. На экране – предметная картинка и слово ее характеризующее на красном фоне. Из трех предложенных слов участник выбирает точно подходящее противоположное по смыслу к исходному и переносит его на зеленое поле. Если ответ правильный слово переносится и раздаются поощрительные слова типа: «Это верный ответ», «Ты правильно ответил» и т. д. Если ответ неправильный - слово зачеркивается красным крестом. В игре 10 листов.
Вниманию участников данной группы предлагается игра, созданная с триггерами - переключателями.
РАССКАЗ И ПОКАЗ
«КАК СОЗДАТЬ ИГРУ НА КОМПЬЮТЕРЕ»
(с помощью презентации PowerPoint).
Игра «Четвертый лишний».
Цель: выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.
Ход.
1. Создаем презентацию PowerPoint, выбираем фон.
2. Пишем название игры.
3. Вставка Рисунок Изображения (Для удобства изображения должны быть подписаны и находиться в одной папке)
4. Выбрать нужную картинку.
5. Кликнуть левой клавишей сервис вставить, появится картинка на слайде презентации.
6. Потянув за уголки картинки, создать необходимый размер и положение на слайде.
7. Аналогично поступить с остальными картинками
(Вставить, например, 3 фрукта (апельсин, банан, грушу) и 1 овощ (баклажан).
8. Добавить анимацию
Апельсин выделение пульсация
Банан выделение пульсация
Груша выделение пульсация
9. Баклажан (он будет лишним) Добавить анимацию Выход Исчезновение
10. Работа с рисунками Область анимации (появится окошко с пронумерованными рисунками, совет, чтобы не запутаться лучше переписать соответствие номера фрукта и овоща).
1 рисунок кликаем на стрелочку.
11. Выбираем время
12. Время Ограничение нет
Переключатели начать выполнение эффекта при щелчке (и важно) выбрать нужный рисунок! ОК
В области анимации первый рисунок уходит в низ строки Триггеры
13. Выбираем опять 1 рисунок (это уже баклажан) время
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАСТНИКОВ
(участники второй группы создают сами игру на ноутбуках;
участники первой группы являются наблюдателями)
Подробный алгоритм.
1. Создайте новый слайд
2. Установите фон (если требуется)
3. Расположите на слайде необходимые изображения
4. Настройка анимации:
- выделите объект, задайте анимацию (вкладка «Анимация» «Настройка анимации»)
- добавить эффект (вход/выделение/выход)
5. Настройка триггера/переключателя:
- правой кнопкой мыши щелкаем на объекте в окне «Настройка анимации» (справа от рабочего пространства);
- выбираем в выпадающем списке пункт «время»;
- нажимаем кнопку «Переключатели»;
- устанавливаем флажок «начать выполнение по щелчку»;
- в выпадающем списке выбираем название нужного нам объекта.
Заключение
Для развития и обучения малышей уже создано большое количество компьютерных игр. Конечно, воспитатель может скачать игры из сети Интернет или купить готовый диск, но лучше приложить некоторые усилия и самому сделать обучающую компьютерную игру для детей даже в самой простой программе, например, в Microsoft PowerPoint. Ребенок увидит на экране именно то, что надо воспитателю на данном занятии. А воспитатель получит в процессе создания игры новые знания в области ИКТ, применит их сразу на практике, увидит готовый продукт своего труда и, самое главное, получит удовольствие от творческого процесса.
4. Подведение итогов, обмен мнением.
Спасибо за внимание!