Глинская Татьяна
Работа по изучению познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глинская Татьяна Александровна
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности, при проведении экскурсионных занятий, с учетом этапов формирования умственных действий на разном фактическом материале и с учетом ступеней показа экскурсионного объекта.
Публикация «Работа по изучению познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: познавательный интерес, внеурочная деятельность, экскурсия, этапы формирования умственных действий на разном фактическом материале.
Интерес школьников к учению является главным фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к приобретению знаний формируется у школьников при условии определенной организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на развитие его познавательных интересов.
Понятие «интерес», с позиции таких философов, как Г. М. Гак, Г. Е. Глазерман, А. Г. Здравомыслов, В. П. Тугаринов и др., отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате взаимодействия и влияния реальных условий жизни и деятельности человека.
Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения школьников. В младшем школьном возрасте особое место занимает эмоциональное отношение школьника к миру, именно поэтому развитие эмоциональной составляющей в познавательной деятельности в этом возрасте является одним из ключевых.
Познавательные интересы младших школьников изучались очень давно, но в настоящее время круг познавательных интересов младших школьников существенно изменился.
Психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. А. Люблинской подтверждают, что такие новообразования младших школьников, как стремление к самостоятельности, повышение познавательной активности, создают благоприятные предпосылки для формирования устойчивого стремления личности к знаниям уже в начальных классах.
Г. И. Щукина выделила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения: наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения; раньше осознаётся школьниками, носит бескорыстный характер; создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат; развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.
Основы теории познавательного интереса в современной педагогической психологии не ограничиваются рассмотрением его как значимого мотива учения, но и он понимается широко как интегральное личностное образование. Это требует осуществления целенаправленного педагогического руководства познавательным развитием детей и во внеучебное время. Выдвинутое положение подчеркивается в достаточном количестве работами, в которых раскрываются особенности организации внеучебной и внешкольной работы с целью формирования познавательных интересов таких авторов как: И. А. Игошев, В. И. Казаренков, Ю. Я. Левков, В. Н. Липник, П. Н. Манаев, Т. И. Сущенко, Ю. С. Фильков, B.C. Шевченко и др. Целью работ указанных авторов является изучение эффективных условий, в которых происходит формирование интереса к познанию у подростков и учащихся старшего школьного возраста. Значительно меньше исследователи обращаются к особенностям познавательного интереса в структуре личности младшего школьника.
С появлением нового стандарта для начальной школы, следует заметить, что большое внимание в учебном плане школы стало уделяться внеурочной деятельности. Однако, внеурочные занятия не должны стать прямым продолжением или углублением основного содержания школьной программы, в противном случае, они не будут способствовать оптимизации учебной нагрузки. В новом ФГОС ООО предполагается, что на этапе начального образования, изучая разные предметы, ученик в силу особенностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Развивать познавательный интерес необходимо и в учебной и во внеурочной деятельности. Важную роль здесь играет система интеграции содержания учебных дисциплин в более свободную практику их применения.
Как уже отмечалась, в новом стандарте для начальной школы большое внимание уделяется внеурочной деятельности, которая может выражаться в проведении экскурсионной работы в начальной школе. Экскурсия рассматривается не через парадигму знаний, а через виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Экскурсия предполагает широкий перенос знаний в новую среду при активном объединении познавательной деятельности. Экскурсии можно представить как отдельный вид познавательной деятельности учащихся, который направлен на самообразование и саморазвитие.
Познавательный интерес проходит несколько стадий развития:
• интерес-переживание, изменяющийся при соответствующих условиях в отношение, мотив деятельности;
• интерес-направленность, который способствует тому, чтобы ученик осмыслил, оценил объект своего интереса;
• интерес-потребность, указывающий на изменение интереса в устойчивую личностную характеристику.
Анализ этапов развития познавательного интереса ребенка позволил установить направление его развития: от интереса к внешним проявлениям – до понимания внутренней сути предмета познания, от наблюдения – к активному участию. Начавшись в результате репродуктивной деятельности, интерес развивается и усиливается путем введения ребенка в проблемную ситуацию, требующую творческого поиска, фантазии и воображения. Развитие интереса-потребности, как устойчивой черты личности, требует от учителя грамотного отношения к уровням, стадиям его развития.
Эффективной методической попыткой является организация интегративной деятельности учащихся в рамках проекта «Культуротворческая школа», предложенного А. П. Валицкой. В учебной деятельности интеграция знаний и компетенций происходит за счет унификации основных понятий и технологий деятельности. В практике «Культуротворческих школ» впервые делаются попытки осуществления принципа интегративного обучения и освоения культурной среды за счет возможностей как учебной, так и внеурочной деятельности.
Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.
В свою очередь, неосознанный интерес порождает разнообразие в выборе литературы для чтения, просмотра телевизионных передач, занятий в часы досуга, что мало содействует укреплению доминирующих интересов и определившихся склонностей школьника.
Целесообразно развивать познавательный интерес, используя проектную деятельность на экскурсии. При проведении экскурсионных занятий, необходимо внимательно отнестись к основным положениям:
• экскурсия должна быть дополнением к уроку и объединять знания;
• акцентирование внимания на активной самостоятельной работе;
• выдвижение на первый план образовательных задач;
• побуждение к интеллектуальной активности с помощью поисковой деятельности;
• инновационное построение экскурсионной деятельности можно осуществлять, используя параметры познавательного интереса;
• целостное формирование познавательного интереса происходит в реально работающей системе «Культуротворческой школы».
Исходя из анализа психологической литературы, следует обратить внимание на следующие параметры познавательного интереса, на которые обращает внимание Т. А. Барышева:
• сензитивность, восприимчивость к информации;
• эмоциональная модальность интереса. Позитивное (негативное, нейтральное, амбивалентное) отношение к окружающему миру;
• диапазон (многосторонность) познавательных интересов;
• осознанность – сознательный выбор объекта познавательного интереса, стремление получить информацию о нем;
• избирательность – направленность интереса;
• устойчивость проявления интереса в различных условиях;
• глубина – интерес не только к внешней стороне аспектов среды, но и к сущности, причинам, связям. Аргументация;
• активность, инициативность, актуальное стремление к творческой деятельности; самостоятельность – проявление познавательного интереса без стимуляции со стороны взрослого;
• действенность – выражение интереса в практике, в собственной деятельности;
• мотивация перспективы – стремление продолжать познание.
Исходя из этих параметров, можно ориентироваться на эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Поскольку все методики проведения экскурсионной работы уже известны, имеет смысл опираться на те позиции, которые могут повысить уровень познавательного интереса в младшем школьном возрасте. Для этого нужно пройти следующие этапы:
• подготовительная работа по тематике экскурсии в классе (беседа с детьми о том, что они уже знают по этой теме);
• постановка перед экскурсией проблемного вопроса или задания, на котором впоследствии будет выстраиватьс вся экскурсия;
• непосредственный тактильный контакт с объектом экскурсионного показа;
• использование в ходе экскурсии игровых моментов;
• переключение внимания школьников;
• по итогам проведения экскурсии дать школьникам творческое задание : составить ребус, кроссворд, нарисовать рисунок наиболее понравившегося объекта экскурсионного показа.
Экскурсионную работу следует проводить с учетом этапов формирования умственных действий на разном фактическом материале, а также с учетом ступеней показа экскурсионного объекта:
Учитель рассказывает материал (задания проблемного характера перед школьниками не ставятся, фактически детям отводится пассивная роль.
Экскурсия проводится с учащимися в частично-поисковом режиме. Учитель рассказывает материал с использованием вопросов проблемного характера.
Учитель организует план работы, школьники самостоятельно распределяются по группам. Группа самостоятельно выбирает тему и с учителем составляет план работы по проведению экскурсии. В завершении группа защищает свой проект, после чего ведется его коллективное обсуждение.
Каждый ученик работает индивидуально дома, а в классе представляет презентацию своей работы и происходит ее обсуждение.
Все четыре предыдущие позиции соединены: учитель знакомит с экскурсионным материалом; учитель использует вопросы проблемного характера; ученики разбиваются на группы и под руководством учителя разрабатывают свои экскурсии; ученики индивидуально готовят презентации своих экскурсий, затем происходит обсуждение работ в классе.
Проблемы в проведении экскурсии заключается в том, что учитель в некоторых моментах не может связать зрительные впечатления учащихся с излагаемым материалом. Не учитывается возрастная категория учащихся, не соблюдения правил в согласовании экскурсии. Незнание специфики данного типа поездки. Таким образом, организуется и умственная и действенная самостоятельность школьников. Так реализуется поэтапное формирование умственных действий.
В школах на сегодняшний день большое значение приобретает эстетическая составляющая в образовании. Именно поэтому во внеучебной деятельности доля эстетических занятий со школьниками существенно возрастает. Приведенные выше структуры этой деятельности позволяют целостно и глубоко организовать внеучебную работу в начальной школе.
Подводя итог, хочется отметить, что внеурочная деятельность тесно связана с основной образовательной программой и является её логическим продолжением, неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Полагаю, что важно заинтересовать ребёнка внеурочными занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, – это позволит превратить внеурочную деятельность в многогранный процесс воспитания и образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М., 1995.
2. Валицкая, А. П. Урок - событие в культуротворческой школе / А. П. Валицкая // Валицкая А. П., Антонова О. А., Жигалко Е. А. Урок как событие культуры: сценарии: учебно-методическое пособие. – СПб., 2006.
3. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М., 1988.
4. Здравомыслов, А. Г. Проблема интереса в социологической теории / А. Г. Здравомыслов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1964.
5. Люблинская, А. А. Причинное мышление ребенка в действии / А. А. Люблинская // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 17.