Кристина Лопатик
Курсовая работа «Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики. Введение»
▼ Скачать + Заказать документы
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима Танка»
Институт инклюзивного образования
Кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Допущена к защите
Заведующий кафедрой ___ ___
(подпись) (фамилия, инициалы)
Протокол № ___ от ___ 2019 г.
Защищена ___ 2019 г.
с отметкой «___»
Курсовая работа
студентки 584315 группы
Публикация «Курсовая работа „Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики, Введение“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4 курса специальности
«Логопедия»
заочной формы
получения образования
___ Лопатик
Кристины Сергеевны
Научный руководитель –
кандидат психологических
наук, доцент
___ Чурило
Наталья Вячеславовна
Минск, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…. ….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ….…. …. 5
1.1 Общая характеристика произвольного внимания…5
1.2 Особенности развития произвольного внимания у младших школьников с ТНР….…. …8
1.3 Анализ методов и приёмов для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР…. …10
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…. …. 15
2.1 Анализ программы по математике для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи….15
2.2 Методы и приёмы используемые для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках математики…. …. …. …17
2.3 Комплекс дидактических игр по развитию произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики…. ….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. ….25
ПРИЛОЖЕНИЯ…. ….27
ВВЕДЕНИЕ
Рост темпа современной жизни, большой поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры привели к увеличению объёма знаний необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в жизнь, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.
В последнее время увеличивается число детей, имеющих тяжёлые нарушения, поэтому одной из причин школьной неуспеваемости является нарушение речи. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - всё это требования, которые предъявляет школа к произвольности внимания.
Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счёту и чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчётливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко [11].
Развитие внимания, памяти, мышления - это важная часть общего психического развития младшего школьника. Устойчивое внимание играет важную роль в освоении учебного материала. Учащиеся в процессе обучения управляют своим вниманием, сознательно направляют его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи.
Ряд отечественных психологов: Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Добрынин Н. Ф., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Мухина В. С., Эльконин Д. Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с ТНР. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений требует от младшего школьника активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы.
Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т. В., Борякова Н. Ю., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. и др.). Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания : недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания. Это ведёт к неумению вовремя включиться в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий [12, с. 46].
Цель курсовой работы : теоретически обосновать и разработать программу по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику произвольного внимания у младших школьников с ТНР на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Изучить методы и приёмы для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР;
3. Предложить комплекс дидактических игр по развитию произвольного внимания у младших школьников с ТНР.
Объектом выступает процесс формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Предметом является программа по формированию произвольного внимания у младших школьников с ТНР.
В работе были использованы следующие методы: метод анализа общей и специальной психологической литературы по проблеме исследования; метод анализа психолого-педагогической документации.
Теоретическая и практическая значимость исследования: данная работа может быть использована в процессе коррекционной работы с детьми школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.