МААМ-картинки

Курсовая работа «Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики. Введение»

Кристина Лопатик
Курсовая работа «Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики. Введение»

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

Институт инклюзивного образования

Кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Допущена к защите

Заведующий кафедрой ___ ___

(подпись) (фамилия, инициалы)

Протокол № ___ от ___ 2019 г.

Защищена ___ 2019 г.

с отметкой «___»

Курсовая работа

студентки 584315 группы

Публикация «Курсовая работа „Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики, Введение“» размещена в разделах

4 курса специальности

«Логопедия»

заочной формы

получения образования

___ Лопатик

Кристины Сергеевны

Научный руководитель –

кандидат психологических

наук, доцент

___ Чурило

Наталья Вячеславовна

Минск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…. ….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ….…. …. 5

1.1 Общая характеристика произвольного внимания…5

1.2 Особенности развития произвольного внимания у младших школьников с ТНР….…. …8

1.3 Анализ методов и приёмов для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР…. …10

ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…. …. 15

2.1 Анализ программы по математике для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи….15

2.2 Методы и приёмы используемые для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках математики…. …. …. …17

2.3 Комплекс дидактических игр по развитию произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики…. ….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. ….25

ПРИЛОЖЕНИЯ…. ….27

ВВЕДЕНИЕ

Рост темпа современной жизни, большой поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры привели к увеличению объёма знаний необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в жизнь, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.

В последнее время увеличивается число детей, имеющих тяжёлые нарушения, поэтому одной из причин школьной неуспеваемости является нарушение речи. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - всё это требования, которые предъявляет школа к произвольности внимания.

Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счёту и чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчётливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко [11].

Развитие внимания, памяти, мышления - это важная часть общего психического развития младшего школьника. Устойчивое внимание играет важную роль в освоении учебного материала. Учащиеся в процессе обучения управляют своим вниманием, сознательно направляют его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи.

Ряд отечественных психологов: Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Добрынин Н. Ф., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Мухина В. С., Эльконин Д. Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с ТНР. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений требует от младшего школьника активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы.

Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т. В., Борякова Н. Ю., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. и др.). Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания : недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания. Это ведёт к неумению вовремя включиться в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий [12, с. 46].

Цель курсовой работы : теоретически обосновать и разработать программу по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках математики.

Задачи исследования:

1. Изучить характеристику произвольного внимания у младших школьников с ТНР на основе анализа психолого-педагогической литературы;

2. Изучить методы и приёмы для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР;

3. Предложить комплекс дидактических игр по развитию произвольного внимания у младших школьников с ТНР.

Объектом выступает процесс формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР.

Предметом является программа по формированию произвольного внимания у младших школьников с ТНР.

В работе были использованы следующие методы: метод анализа общей и специальной психологической литературы по проблеме исследования; метод анализа психолого-педагогической документации.

Теоретическая и практическая значимость исследования: данная работа может быть использована в процессе коррекционной работы с детьми школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Публикации по теме:

Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка «Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка» Учитель начальных классов Гриценко Евгения Андреевна.

Картотека игр и упражнений на развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста 1. Не пропусти животное (растение, профессию). Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Зачитывается список слов. Задача.

Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3–4 лет»Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3–4 лет» Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет» Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости,.

Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики. [/b] Автор статьи: учитель.

Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольного запоминания младших школьников с нарушением интеллекта Память играет исключительно важную роль в жизни человека. Без запечатления в памяти того, что мы воспринимаем, переживаем и делаем, невозможна.

Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников» Аннотация Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения.

Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ОВЗ Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Развивающие игры как средство формирования произвольного внимания младших дошкольников Школьная практика показывает, что трудности в обучении многих детей непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа «Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики. Введение»
Опубликовано: 31 июля 2019 в 12:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД