МААМ-картинки

Курсовая работа на тему «Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста»

Трутанова Мария Александровна
Курсовая работа на тему «Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство - важный период развития ребенка. Этот возраст уникальный и решающий в становлении личности дошкольника, в развитии его воображения, творчества, памяти, внимания, мышления и речи.

Публикация «Курсовая работа на тему „Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Во всех дошкольных организациях согласно ФГОС обеспечивается разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому. Среди перечисленных направлений особое внимание педагогов и родителей привлекала работа по развитию речи детей дошкольного возраста. И это не случайно, так как в дошкольной педагогике и психологии отмечается тесная взаимосвязь умственного и речевого развития детей и сензитивность данного периода к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует следующие нормы: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».

В процессе своего развития ребенок должен научиться владеть языком, на котором говорят окружающие, научиться пользоваться сначала устной, за потом письменной речью. Наиболее продуктивно речь развивается в дошкольном возрасте. У детей постепенно увеличивается словарный запас. К 5-6 годам большинство детей начинают овладевать правильным звукопроизношением. От полноценной речи ребенка зависит его успешное обучение в школе и мыслительная деятельность. Овладевая речью, ребенок также овладевает и знаниями о предметах, их признаках, действиях и выражает все это соответствующими словами. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить.

Развитие речи более успешно протекает в специально-созданной благоприятной речевой среде. Речевая среда-это семья, детский сад, родственники и друзья, с которыми постоянно общается малыш. Предметно-

игровая среда имеет огромное значение для развития дошкольников, особенно маленьких, еще не читающих детей.

Предметно-игровая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется исходя из содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей.

Игровая среда является стимулятором в целостном процессе становления личности ребенка. Она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению индивидуальных способностей.

Среда, в которой ребенок живет, оказывает большое влияние на его развитие и формирование. Это отмечали многие педагоги прошлого: такие как В. Н. Дружинин, А. С. Сухомлинский и т. д. На важность этой проблемы указывают современные исследователи и педагоги Т. Н. Доронова, В. И. Ляскало, С. Л. Новоселова. Среда должна соответствовать возрастным особенностям и умственным возможностям детей. Бедность среды приводит к ограничению развития возможностей детей и к задержкам в речевом развитии.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования, но динамический анализ за последние несколько лет говорит о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому перед педагогами дошкольных организаций встает вопрос о создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

В связи с этим была выбрана тема исследования: «Предметно-игровая среда, как условие развития речи».

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов, связанных с созданием предметно-игровой среды в ДОУ, способствующей развитию речи дошкольников.

Проблемой данного исследования является повышение эффективности речевого развития дошкольников посредством обогащения предметно-игровой среды.

Решением проблемы является цель исследования-изучение влияния предметно-игровой среды на развитие речи дошкольников.

Объектом выступает процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предметом данного исследования являются условия, которые обеспечивают полноценное развитие речи детей дошкольного возраста.

Учитывая объект, предмет, цель, мы сосредоточили внимание на решении таких задач:

1. Детально изучить литературу по данной теме.

2. Определить влияние предметно-игровой среды на развитие речи детей дошкольного возраста.

3. Сделать анализ предметно-игровой среды по речевому развитию.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь - одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок получает широкие возможности общения с другими людьми. Но к сожалению речь не дается человеку при рождении, должно пройти немало времени, чтобы малыш заговорил. А взрослые и в первую очередь родители должны приложить все усилия что бы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие речи проходит три этапа :

Довербальный этап – приходится на первый год жизни. На этом этапе складываются предпосылки развития речи. Ребенок еще не умеет говорить, но уже появляются условия, которые обеспечивают овладение речью ребенком в дальнейшем. Довербальный этап завершается тем, что ребенок понимает простейшие высказывания взрослого и у него возникает пассивная речь.

Переход ребенка к активной речи. Этот этап приходится обычно на второй год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы. Начинает развиваться фонематический слух. Большое значение в своевременном усвоении ребенком речи и для хорошего ее развития на первом и на втором этапах имеет условие общения со взрослым. Это может быть эмоциональный контакт, деловое сотрудничество и насыщенность речевыми элементами. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется.

Совершенствование речи как ведущего средства общения. На этом этапе в речи все точнее передается содержание. Происходит расширение словаря, усложняются грамматические конструкции, становится четче произношение. Но грамматическое богатство дошкольников зависит от условий и общения с окружающими их людьми. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: к году 10-12 слов, в 2 года-300 слов, в 3 года-1100 слов, в 6-7 лет – 3000 слов. Д. Б. Эльконин указывает на то, что, количественный рост словаря находится в непосредственной зависимости от условий жизни и воспитания детей, индивидуальные различия здесь более заметны, чем в какой либо другой сфере психического развития. Говоря о характерном для детей этого возраста указывают на наличие трех уровней усвоения слов названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет лишь в привычных сочетаниях, условиях;

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.

К началу третьего года жизни у детей формируется грамматический строй речи. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками-важнейшая задача педагогики раннего возраста. К концу дошкольного возраста дети практически овладевают словообразованием и словоизменением, появляется связная контекстная речь.

Словарь дошкольника быстро увеличивается за счет глаголов, существительных, прилагательных, местоимений, числительных и соединительных слов. Увеличение словаря не росло бы такими быстрыми темпами, если бы ребенок не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей. К трем годам появляется способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками.

Несмотря на то, что четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, смягчение звуков. Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Как известно, период наивысшей речевой активности-пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики. Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Не все дети к пяти годам овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других - неправильное их формирование. Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. По данным Г. Ляминой количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5-6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику. Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи - интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия.

Развитие речи детей теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник-мозг. Если все познавательные процессы, а это воображение, восприятие, мышление память, внимание, развиваются нормально, то и речь ребенка будет более богатой, выразительной, развернутой и совершенной.

Но, несмотря на все это, у детей дошкольного возраста наблюдается присутствие автономной речи.

Автономная детская речь – один из ранних этапов развития речи ребенка. По своей форме слова на этом этапе являются результатом искажения детьми слов взрослых. Характерной особенностью является ситуативность, которая влечет за собой неустойчивость значений слов, их многозначность и неопределенность.

При исследовании А. М. Леушиной было выявлено, что ситуативность возрастает при рассказывании детей на тему домашнего быта или событий, происходящих в его ближайшем окружении, но так - же было выявлено, что ситуативность заметно снижается при пересказе прослушанных рассказов, но при введении в пересказ сюжетных картинок, ситуативная речь вновь возрастает, так как дети при пересказе опираются на них. У детей же старшего дошкольного возраста ситуативность речи заметно снижается как в самостоятельных рассказах, так и при опоре на наглядный материал при пересказах.

Автономная детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохранятся долгое время, что приводит к задержке как формирования речи, так и умственного развития в целом. Средством профилактики и коррекции будет служить правильная речь окружающих, которые не будут подстраиваться под несовершенную речь ребенка.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Анализ предметно - игровой среды в младшей группе МБДОУ Деяновского детского сада

Одним из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно-игровой среды в группе. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - говорила Е. И. Тихеева.

Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Игровая среда и общение являются факторами, которые определяют речевое развитие. Предметно-игровая среда имеет важное значение для развития маленьких еще не читающих детей. Особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.

В нашей группе создана достаточно богатая предметно-игровая среда для речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный наглядный материал, различные дидактические игры, уголок для театрализованной деятельности, музыкальный уголок, центр сюжетно-ролевых игр.

В группе оформлен книжный уголок, на полочках которого расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается грамотно, книги различных писателей представлены в нескольких экземплярах. В книжном уголке детям очень нравится рассматривать иллюстрации из различных произведений.

С целью создания эффективной предметно-игровой среды, в младшей группе МБДОУ Деяновского детского сада был оформлен речевой уголок «Говорунок». Для создания данного уголка были разработаны определенные требования к его содержанию. Воспитателем был создан практический материал для организации речевых игр и занятий. Сюда входят: комплексы пальчиковых игр; игры на развитие речевого дыхания; пособия для проведения артикуляционных упражнений; картотеки сюжетных картинок; игры для обогащения словарного запаса, игры по развитию фонематического слуха и игры на развитие мелкой моторики.

В центре сюжетно-ролевых игр созданы условия для возникновения различных сюжетов игр, что способствует развитию диалогической речи. Все игры соответствуют возрасту детей. Имеется достаточное количество атрибутов. Воспитателем группы совместно с родителями была проведена большая работа по оформлению игровых зон и изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Все атрибуты и пособия для игр изготовлены из безопасных материалов.

Также следует обратить внимание на то, что для организации различных форм речевой деятельности в группе выделяется место для театрализованной деятельности. Имеется кукольный, теневой театры, наглядные пособия «Играем в театр», «Три поросенка», «Колобок», «Теремок», пальчиковый театр, театр на ложках. Организуются игры драматизации по сюжетам литературных произведений. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаться в разных героев, меняя при этом интонацию, голос и мимику.

В музыкальном уголке дети учатся регулировать громкость своего голоса и определять неречевые звуки в таких играх как «Тишина», «Угадай на чем играю», «Тихо – громко», «Узнай по звуку». Занятия и игры в этом уголке способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих.

В младшей группе в достаточном количестве имеется методическая литература и пособия по речевому развитию детей.

Однако предметно-игровая речевая среда в данной группе недостаточно насыщена художественной литературой и иллюстрациями по темам занятий.

2.2. Разработка рекомендаций по организации предметно-игровой среды для эффективного развития речи детей дошкольного возраста.

В связи с модернизацией образования в дошкольном образовательном учреждении создание и совершенствование предметно - игровой среды, которая позволяет ребенку более полно проявить себя, является важной задачей. Развивающая предметно - игровая среда – это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Влияние предметно – игровой среды на развитие речи детей играет большую роль. Разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Однако ежегодно увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями.

В литературе по психологии такие авторы как: С. А. Смирнова, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин и др. выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.

1. Ситуативная речь, т. е неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Бедность словарного запаса, засорение речи сленгом из – за того, что современные дети с ранних лет привязаны к телевизору, телефону, компьютеру.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедность диалогической речи, неспособность вести доступный диалог.

5. Неумение построить монолог: описательный рассказ на предложенную тему.

6. Отсутствие интонации и выразительности в речи, неумение регулировать громкость голоса и темп речи.

Поэтому исходя из этих проблем вытекают следующие задачи:

1. Обогащение активного и пассивного словаря дошкольника.

Развитие связной речи.

2. Развитие грамматического строя речи.

3. Развитие интереса к слову

Для решения этих задач педагогам и родителям необходимо:

1. Больше читать детям художественной литературы.

2. Упражнять в пересказе прослушанного произведения либо просмотренного мультфильма.

3. Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержания произведения.

4. Упражнять в построении рассказа по картине или заданной теме.

5. Упражнять в умении выражать свое мнение, доказывать его.

6. Разучивать стихи.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира

При оформлении предметно игровой среды необходимо учитывать все эти проблемы и исходящие из этих проблем задачи.

Для создания предметно-игровой среды необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка, поэтому основное пространство предметно-игровой среды занимает мягкое покрытие, на котором размещается мебель и модули, из которых в дальнейшем и конструируются игровые уголки, в которых происходит в дальнейшем развитие связной и образной речи.

Очень важно при работе с детьми младшего дошкольного возраста обращать большое внимание на дидактические материалы и пособия, которые связаны с развитием лексической стороны речи и с формированием словаря. Для этого могут быть использованы комплекты:

1. Дидактических и образных игрушек;

2. Предметные картинки по основным лексическим темам, например «Грибы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние питомцы», «Птицы».

3. Лото «Животные», «Птицы», «Растения», «Игрушки», «Зоологическое лото». «Морские обитатели», «Овощи, фрукты», «Времена года».

В группе также организуется уголок для театрализованной деятельности. Это могут быть режиссерские игры с пальчиковым театром, театром на рукавичках, настольным театром. Для театрализованных игр подбираются куклы бибабо, режиссерские куклы, плоскостные персонажи из сказок. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации может использоваться фланелеграф. Такие игры в группе необходимы, так как они влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, на развитие ее интонационной стороны.

В дополнение к этому необходимо предусмотреть дидактические игры и пособия, которые будут направлены на формирование умений составлять рассказ. Это может быть рассказ с опорой на серию картин или пересказ с опорой на иллюстрации. Для этого нужно организовать книжный уголок, где будут храниться не только детские книги и другие произведения детской литературы, но и серии картин для составления различных рассказов.

Для развития диалогической и монологической речи необходимо оформить зону для сюжетно-ролевых игр, где будут расположены все необходимые атрибуты для игр «Больница», «Аптека», «Семья», «Мы – пожарные», «Полицейский». В этих играх дети учатся вести диалог, правильно формулировать свои вопросы и ответы, поэтому эта зона тоже очень важна при создании предметно-игровой среды.

Музыкальный уголок также играет важную роль в развитии речи ребенка. В таких играх как «Тишина», «Тихо-громко», «На чем играю» учат ребенка определять неречевые звуки и упражняют в регулировании громкости своего голоса. В нем могут храниться музыкальные инструменты, шумовые мешочки, картинки с изображением музыкальных инструментов.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание следует уделить на наличие пособий, дидактических игр и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть такие игры как: «Варежки с буквами», «Тучкины слова», «Волшебная акварель, «Цветочные слова».

Всё это, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, дидактические игры, наглядный материал, демонстрационный материал, книги должны храниться в доступных для ребенка местах и находиться в свободном доступе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ всей исследуемой литературы показал важность и необходимость речевого воспитания в дошкольном детстве. Именно в это время происходит активное усвоение, становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Упущенные возможности развития речи в данном возрасте очень сложно восполнить в последующем, именно поэтому так необходимо своевременное речевое воспитание.

Речь социально значима и играет огромную роль в формировании личности. Овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирование личности, который представляет большие возможности для решения многих задач.

Овладение связной речью является главной задачей речевого воспитания дошкольника. Это обусловлено тем, что речь социально значима и играет важную роль в формировании личности. Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе.

Все исследователи отмечают сложную организацию связной речью и указывают на необходимость специального речевого воспитания. На формирование речи в дошкольном возрасте значимое влияние оказывает помощь и руководство взрослого. Без них речь ребенка развивается очень медленно или не развивается совсем, что характерно для детей с различными речевыми нарушениями. Именно поэтому и создаются специальные условия такие как, предметно-игровая среда, где у ребенка формируются речевые умения и знания.

Развитие речи у дошкольника идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление; речь становится основой психических процессов и орудием мышления. При помощи речи ребенок учится рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями и переживаниями.

В завершении проделанной работы были выработаны методические рекомендации для организации предметно – игровой среды, которая является фундаментом в речевом воспитании дошкольников.

Публикации по теме:

Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольного возраста «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится.

Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Консультация для педагогов «Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольников» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится.

Курсовая работа на тему «Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников» ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ. Глава.

Предметно-пространственная среда как условие поддержки инициативы и творчества детей Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Предметно-развивающая среда как средство развития детей среднего дошкольного возраста Среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Под развивающей предметно-пространственной.

Презентация на тему «Предметно-развивающая среда для развития речи у детей раннего возраста» .

Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в младшей группе» Вид проекта: Практико-ориентированный Продолжительность проекта: Долгосрочный Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды,.

Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16.

Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельностидетей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16 Правильная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа на тему «Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 15:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Курсовая работа на тему «Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Трутанова Мария Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД