Лучший педагог года

Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольного запоминания младших школьников с нарушением интеллекта

Ильина Ирина
Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольного запоминания младших школьников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Память играет исключительно важную роль в жизни человека. Без запечатления в памяти того, что мы воспринимаем, переживаем и делаем, невозможна сознательная человеческая деятельность. Усвоение знаний, приобретение навыков и умений – всё это неразрывно связано с работой памяти. Нами была предложена программа коррекционно– развивающих занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с нарушением интеллекта

Публикация «Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольного запоминания младших школьников с нарушением интеллекта» размещена в разделах

При разработке этой программы мы исходили из того, что уровень развития процесса произвольного запоминания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие волевых усилий при сосредоточении внимания и запоминании необходимой информации. Поэтому для нашей экспериментальной группы испытуемых большое значение имело развитие именно процесса произвольного запоминания, который развивался по мере освоения испытуемыми приёмов запоминания.

Таким образом, мы исходили из того, что подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности можно только путём целенаправленного формирования у детей произвольности психических функций и, прежде всего, произвольного запоминания.

Алгоритм занятий

Целевая аудитория – 8 детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Было проведено 6 занятий. Периодичность занятий – 2 раза в неделю (вторник, пятница). Продолжительность занятий – 30 минут. Место проведения – учебный класс.

Коррекционно– развивающая работа проводилась в три этапа.

Содержание коррекционно– развивающих занятий.

ЗАНЯТИЕ №1

Цель: установление контакта с участниками, создание доверительной атмосферы, дружелюбного и безопасного настроя, знакомство участников группы с правилами занятий.

Оборудование: крупные стикеры, листы бумаги А4, карандаши, фломастеры, информационные листы с правилами участия в группе, цветные жетоны, коробка.

1. Организационный момент.

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут. …Спасибо, что пришли. На этих занятиях мы будем с вами играть, рисовать, а также делать много увлекательных упражнений. Вы будете приходить ко мне два раза в неделю по вторникам и пятницам. Для того, что бы у нас хорошо проходили занятия, нам нужно соблюдать некоторые правила поведения:

А теперь давайте познакомимся!»

Примерный перечень правил:

– Активная работа на занятии каждого участника.

– Не опаздывать на занятия.

– Внимательность к говорящему.

– Доверие друг к другу.

– Недопустимость насмешек.

– Право каждого на своё мнение.

– Отсутствие предвзятости.

– Помогать и принимать помощь.

2. Основная часть.

Знакомство с целью занятий, обсуждение и принятие правил участия в группе.

«Здравствуйте, это я»

Цель: знакомство с участниками, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

Приветствие: Все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).

Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"

Дети превращаются в маленький росточек (сворачивается в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек

начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

Упражнение "Доброе утро. "

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша. Оля. и т. д., которые нужно пропеть.

Упражнение "Что я люблю?"

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Упражнение "Качели"

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

Упражнение "Угадай по голосу"

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

Упражнение "Лягушки на болоте"

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

Упражнение "Художники–натуралисты"

Дети рисуют совместный рисунок по теме "Следы невиданных зверей".

Прощание.

Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому–либо из группы или группе в целом.

3. Заключительный этап

Ведущий говорит детям: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат громко, а потом становятся все сильнее и сильнее». Один ребенок начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к другому участнику группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему аплодируют все.

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: повышение уровня доверительных отношений между учащимися, развитие коммуникативных навыков и позитивного восприятия других, осознание себя в коллективе.

Оборудование: клубок ниток, ватман, цветные карандаши, листы А4, воздушные шары.

1. Организационный момент

Психолог: Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы!

2. Основная часть.

Упражнение «Нить настроения»

Цель: снятие эмоционального напряжения в группе, преодоление скованности, повышение уровня доверия.

Содержание: участники становятся в круг, говорят друг другу «Здравствуйте!». Психолог – у меня в руках клубок ниток, мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение и с чем вы сегодня пришли. Сначала я скажу про себя, затем намотаю свой кусок нити на палец и передам клубок нити стоящему слева. Он сделает то же самое, расскажет про себя и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.

Психолог предлагает всем подергать за нитку и ощутить, как она натягивается, как будто все связаны одной нитью.

Упражнение «Художники»

Цель: выработка навыков взаимодействия между участниками, осознание себя в группе.

Содержание: участники делятся на две группы по 4 человека, каждой группе дается ватман, карандаши. Задание – рисунок должен быть целостным, но каждый рисует за себя. При этом общаться запрещено. Работы вывешиваются на доску, обсуждаются результаты.

Упражнение «Пойми меня»

Цель: формирование умения понимать партнера, развитие эмпатических качеств.

Содержание: Необходимо передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов. Каждый участник получает лист бумаги и один цветной карандаш. По команде, все приступают к рисованию, через 15–20 сек. рисунок прерывается и передается соседу по кругу. Без слов и комментариев другой ребенок продолжает рисунок, затем по истечении того же отрезка времени, рисунок передается дальше до тех пор, пока не вернется к тому, кто начал рисовать. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального замысла, нужно обсудить, почему.

3. Заключительный этап.

«Цвет моего настроения»

Цель: анализ эмоционального фона группы

Содержание: Психолог держит в руках воздушные шары: красный, желтый, синий, зеленый, каждый цвет обозначает определенное состояние:

– красный – очень комфортно (удобно, уютно, хорошо) в группе;

– жёлтый – комфортно (удобно, уютно, хорошо) в группе;

– зеленый – не очень комфортно (удобно, уютно, хорошо) в группе;

– синий – не комфортно (удобно, уютно, хорошо) в группе.

На доске вывешивается лист со значениями, предлагается участникам подойти к тому цвету, который соответствует их самоощущению в группе. Обсуждаются результаты.

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: активизировать двигательную память ребенка.

1. Организационный момент

Психолог: Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы!

2. Основная часть

Игра «Птички»

Цель: учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры. Психолог приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,– говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, психолог поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2–3 раза.

Игра «Волшебное слово»

Цель: развитие умения выполнять движения и внимательно слушать ведущего.

Ход игры: дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Если ведущий слова не говорит, дети остаются неподвижными.

Игра «Прятки»

Цель: учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры. Детей рассаживают на стулья по кругу. Психолог садится рядом с ними. «Сейчас я спрячусь. Вот так, – говорит он и присаживается за спинкой стула. – Спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Психолог, выглядывая из–за стула, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2–3 раза.

Игра «Запрещённое движение»

Цель: формирование умения действовать по зрительному образцу.

Ход игры: дети стоят полукругом, в центре – ведущий, он показывает несколько движений, одно из которых запрещённое. Дети должны повторить все движения, кроме запрещённого. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

3. Заключительный этап

Ведущий говорит детям: «Мы хорошо поработали сегодня! Давай вспомним нашу игру «Аплодисменты». Напоминаю, сначала мы хлопаем громко, а потом звук становятся все сильнее и сильнее». Один ребенок начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к другому участнику группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему аплодируют все.

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: активизировать произвольное зрительное запоминание ребенка.

1. Организационный момент

Психолог: Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы!

2. Основная часть

Упражнение «Запомни картинки»

Цель: развивать зрительную память ребенка.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.

Ход упражнения: Дети рассматривают пять картинок и запоминают, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а дети должны вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.

Упражнение «Весёлые таблицы».

Цель: развивать зрительную память ребенка.

Ход упражнения. Детям предъявляется таблица из 4 клеток с изображением в них различных предметов и предлагается запомнить эти предметы. Затем таблица убирается и предъявляется таблица из 9 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Задача детей назвать эти изображения. Затем предлагается рассмотреть и запомнить 9 изображений. Далее таблица убирается, а вместо неё предлагается таблица из 16 клеток. Задача детей назвать 9 изображений.

Игра «Солнышко»

Цель: способствовать снятию усталости и профилактики переутомления

Ход игры.

Дети повторяет движения за психологом.

Солнце спит, небо спит (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало,

(встают, руки вверх с растопыренными пальцами)

Вдруг, повеял ветерок, (движения руками из стороны в сторону)

Небо тучей заволок. (круговые движения руками)

И деревья раскачал, (раскачивают руками в стороны)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам,

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик. (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Упражнение «Посмотри на картинку, а запомни слово»

Цель: развивать произвольное запоминание

Ход упражнения. Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а чтобы вам было легче запомнить, – буду показывать карточку с рисунком, которая поможет запомнить названное мною слово».

ТАРЕЛКА – СУП

ПОЧТА – ПИСЬМО

ЗИМА – СНЕГ

МУКА – БУЛКА

КАРАНДАШ – БУМАГА

ДОРОГА – МАШИНА

МУЛЬТФИЛЬМ – ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ – КНИГА

САПОГ – НОГА

РЫБА – ВОДА

Затем детям предъявляются картинки, а они вспоминают слово.

Упражнение «Осознание визуального материала».

Цель: активизировать произвольную зрительную память ребенка.

Ход упражнения:

Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Рисунок 1

3. Заключительный этап

Рефлексия

Цель: самоанализ ощущений и достижений, а так же научить детей заканчивать общение прощанием.

Инструкция:

– Девочки и мальчики, сегодня мы выполняли много разных сложных упражнений, запоминали слова, играли, запоминали картинки. Я принесла вам «Копилку воспоминаний». (передаю детям фишки) Возьмите фишки и подумайте, что вам больше всего понравилось сегодня. Потом я буду передавать вам «копилку», а вы будете говорить, что вам сегодня понравилось и класть в копилку фишку. Только внимательно слушайте друг друга. Я начну (кладу фишку в копилку). Мне понравилось запоминать картинки (передаю «копилку» дальше по кругу).

– Вот и подошла к концу наша встреча. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. До свидания.

ЗАНЯТИЕ № 5

Цель: активизировать опосредованное запоминание.

1. Организационный момент

Психолог: Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы!

2. Основная часть

Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно».

Цель упражнения: активизировать произвольную память ребенка.

Ход упражнения:

Упражнение проводится в два этапа. Т. к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1–м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: «Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой–либо рисунок». Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

Упражнение №2 (усложненный вариант предыдущего задания).

Берутся 30–40 спичек. Вы диктуете детям слова, а их задача – выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука «р–р–р».) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 мин. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими «образам–спичкам» воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов.

Упражнение «Запомни и нарисуй»

Цель: активизировать произвольную память ребенка

Ход упражнения:

Вариант 1

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки – 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

Вариант 2

Детям зачитываются 6–10 слов. Задача детей запомнить слова, а затем зарисовать.

Вариант 3

Детям читают рассказ и предлагают нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.

Упражнение «Пиктограммы»

Цель: активизировать опосредованное запоминание

Ход упражнения. Инструкция детям:

«Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово».

Слова для запоминания : зима, дом, река, смех, школа, мама.

Упражнение «Запомни парочки»

Цель: активизировать опосредованное запоминание

Ход упражнения.

Детям зачитываются пары слов, связанных по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, а дети называют второе слово.

праздник – подарок; дом – окно;

лимонад – прохлада; будка – собака;

стол – пирог; блины – сковородка;

шапка – шарф; печь – дрова;

ваза – цветок; пылесос – уборка;

пчела – мед; город – улица.

3. Заключительный этап

Ведущий говорит детям: «Мы хорошо поработали сегодня! Давай вспомним нашу игру «Аплодисменты». Напоминаю, сначала мы хлопаем громко, а потом звук становятся все сильнее и сильнее». Один ребенок начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к другому участнику группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему аплодируют все.

ЗАНЯТИЕ № 6

Цель: активизировать произвольную зрительную память ребенка.

Оборудование: Материал: набор геометрических фигур вырезанных из картона (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг); карточки с изображёнными геометрическими фигурами; 8 карточек размером 4, 5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27, 5 см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть одинаковым; семь домиков вырезанных из картона, семь ключиков к домикам.

1. Организационный момент

Психолог: Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы!

2. Основная часть

Игра «Составь картинку»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Ход игры. Проведение игры: Первый этап. Показать детям несколько геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них составить. Выложить это изображение. Инструкция: «Запомните и составьте такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму, количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры. Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют необходимые детали. После завершения изображения анализируют его.

Игра «Найди такой же»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Ход игры. Игра проводится с двумя детьми. Перед детьми кладут карту и говорят: «Я буду показывать маленькие карточки, вы запомните, что на них нарисовано, и найти такую же картинку на большой карте». Детям по одной показывают карточки. После каждого предъявления детям даётся возможность найти такое же изображение на карте.

Игра «Запомни геометрические фигуры»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Ход игры: показать ребёнку картинку с изображёнными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Инструкция: «Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает первичный вариант.

Игра «Домики»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Ход игры: Первый вариант. Разложить перед детьми домики и ключики. Инструкция: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий домиков подходит тот или иной ключик». Затем убрать ключики и оставить только домики, домики закрыть ширмой. Показывать по одному ключику, попросить запомнить. Ребёнок открывает ширму и находит тот домик, к которому подходит ранее показанный ключик.

3. Заключительный этап

Ведущий говорит детям: «Мы хорошо поработали сегодня! Давай вспомним нашу игру «Аплодисменты». Напоминаю, сначала мы хлопаем громко, а потом звук становятся все сильнее и сильнее». Один ребенок начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к другому участнику группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему аплодируют все.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ»Фотоотчет «Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ» Вся коррекционно-развивающая работа в условиях Логопункта ДОУ направлена на достижение положительной динамики в развитии речи детей. Свою.

Исследование на тему «Значение игровой деятельности в воспитании младших школьников с нарушением слуха» Цель исследования: изучить роль и место игровой деятельности в воспитании младших школьников с нарушением слуха. Задачи исследования: дать.

Конспект занятия по развитию речи в группе для детей с нарушением интеллекта «Русская народная сказка «Колобок» Задачи: Учить детей воспроизводить знакомую сказку, с помощью педагога, отвечать на вопросы. пополнять словарный запас детей. Развивать.

Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики. [/b] Автор статьи: учитель.

Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников На сегодняшний день одной из наиболее важных проблем, встающих перед общеобразовательной школой, является проблема нарушений письменной.

Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию детей 7 года жизни Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию детей 7 года жизни Пояснительная записка На современном этапе развития системы.

Коррекционно-развивающая работа с детьми подготовительной группы по развитию моторики и графомоторных навыков Коррекционно-развивающая работа с детьми подготовительной группы по развитию моторики и графомоторных навыков Тема: «Послушные ручки».

Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми посредством технологии группового сбора» Цель: познакомить педагогов с основными элементами технологии группового сбора Л. В. Свирской Задачи: создать условия для познавательно-делового.

Изучение уровня развития произвольного внимания у детей 5–6 лет с нарушением речи Ключевые слова: нарушение речи у детей, характеристика детей с ОНР, нарушение внимания, особенности внимания у детей. Аннотация: В статье.

Конспект занятия по слуховому восприятию, развитию речи и обучению игре «Зоопарк» с детьми с нарушением интеллекта Взаимодействие с подгруппой детей с нарушением интеллекта в подготовительной группе: Слуховое восприятие, развитие речи, обучение игре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольного запоминания младших школьников с нарушением интеллекта
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 17:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольного запоминания младших школьников с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Ильина Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД