Ольга Трифонова
Культурно — языковая среда ДОУ как фактор становления речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников – явление очень редкое. Для полноценного развития детской речи в ДОУ, в соответствии с ФГОС, должна быть правильно организована речевая развивающая среда – комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Публикация «Культурно — языковая среда ДОУ как фактор становления речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для формирования речевых способностей благоприятные условия должны быть не только во время проведения занятий, но и в процессе самостоятельной деятельности. Для этого на занятиях по развитию речи создаются игровые проблемные ситуации, направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. В процессе решения проблемы, дошкольники учатся рассуждать, высказывать возможные версии, замечать и осознавать противоречия в суждениях.
Примеры поисковых, проблемных ситуаций берутся из сказок:
1. «У кошки загорелся дом. Что нужно было сделать хозяйке? Как должны были поступить гости?»
2. «Красная Шапочка встретила в лесу Волка. Должна ли она разговаривать с незнакомцем?»
3. «Айболит получил телеграмму из Африки. Звери просят о помощи. Как бы вы поступили в этой ситуации?»
Стимулом для пополнения словарного запаса, развития связной речи, обучения грамоте вне НОД должны послужить книжная библиотека, речевой уголок, уголки правил дорожного движения, природы, театра, сюжетных игр:
1. «В нашей библиотеке книга просит о помощи: в ней порвалась страница. Как помочь бедняжке?»
2. «На дороге образовалась «пробка». Помогите автомобилям разъехаться».
3. «На клумбе вянут цветы! Что делать?»
4. «Как вести себя в театре, во время просмотра спектакля?»
В деле формирования культурной, грамотной речи важно, чтобы педагоги сами подавали образцовый пример, потому, что дети обладают высокой подражательной способностью. Копируя окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, построения фраз, но и ошибки. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:
- правильность, соответствие языковым нормам и возрасту детей;
-логичность ( наличие в высказывании смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания);
- чистота речи (отсутствие слов-«паразитов»);
- выразительность (особенность речи, вызывающая внимание и интерес);
- богатство (эрудиция, начитанность);
- уместность (нахождение слов, отвечающих за соответствие ситуации);
- использование жестов, мимики, помогающих запомнить значение слов.
Воспитание культуры речевого общения –проблема социально - нравственная, и решается с помощью:
- употребления «формулы вежливости» в различных жизненных ситуациях (обучение вежливым словам в быту, в обращении с просьбой, при вступлении в разговор со сверстниками и взрослыми);
- создания спокойной обстановки в группе («здоровой тишины»);
- воспитания «речевой сдержанности» (умение разговаривать с собеседником не только спокойно и внимательно, но и способность слушать, не перебивая).