Вера Атяшева
Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.
Публикация «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы, в первую очередь, Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования. В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, настоящему и будущему своей страны.
Концепция определяет:
• характер современного национального воспитательного идеала;
• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Челно-Вершинский район является многонациональным. В нем проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва. Наша задача воспитывать в детях толерантное отношение к другим, уважение к традициям и обычаям народов, желание жить в дружбе и любви, что так необходимо в наше нестабильное время. Поэтому основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законоправных участников) ребёнок должен быть успешным.
Игровая технология является основным видом деятельности детей. Сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные, подвижные дидактические игры, подвижные с правилами, игровые упражнения проводятся во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
2. Основная идея программы
Программа направлена на игровую деятельность, где формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе.
Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир. Для нас важно, какие игры будут формировать развитие нравственных качеств ребенка, и при каких условиях становление нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее? Решение данной проблемы осуществляем путем создания условий для формирования в детях нравственных качеств, через игровую деятельность. Считаем, что новизна данного педагогического опыта заключается в обогащении содержания воспитательно-образовательной работы, в создании системы методов и приемов, нацеленных на обучение нравственным нормам поведения дошкольников в игровой деятельности.
Работа в проекте делится на три блока:
1 блок - Мультимедийные игры для дошкольников духовно-нравственного содержания
2блок - Народные игры и игрушки, как средство духовно-нравственного воспитания детей.
3блок - Использование игровых технологий в проектной деятельности.
3. Сфера проектирования
1. Использование игровых технологий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников в воспитательно-образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях, в сфере дополнительного образования.
4. Аудитория программы: Педагоги дошкольных образовательных организаций, педагоги дополнительного образования, дети дошкольного возраста, родители.
5. Цель: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям, стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
2. Расширение кругозора, познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей.
3. Повышать компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Формы реализации
1. Работа с педагогами
2. Работа с детьми
2. Работа с родителями
4. Взаимодействие с социумом
При условии успеха реализации программы:
для детей:
- дети получат положительные качества, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
- педагоги повысят свой профессиональный уровень.
- для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Все это, в конечном счете, позволит обеспечить:
• повышение эффективности воспитательной системы;
• качественное улучшение нравственного развития воспитанников;
• укрепление материально-технической базы;
• максимальную адаптацию системы к запросам социума;
• повышение конкурентоспособности.
В перспективе накопленный опыт организации образовательных услуг позволит расширить их путем:
• введения системы культурно-досуговой деятельности семей, проживающих в микрорайоне;
• разработки и реализации индивидуального маршрута развития способностей воспитанников в различных видах деятельности.
При построении системы реализации программы духовно-нравственного воспитания необходимо учитывать принципы:
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• взаимосвязь духовно-нравственного образования со всеми направлениями развития ребенка (познавательного, речевого, физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического);
• творческая самодеятельность детей (активное включение в разнообразные виды творческой деятельности);
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• организация коллективной творческой деятельности средствами театральной и художественной деятельности.
Усовершенствованная система работы структурного подразделения детского сада «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины по духовно-нравственному воспитанию детей включает :
Воспитательно-образовательный процесс :
Учебно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса строится по разработанной учреждением основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования.
Наряду с базисными программами в ДОУ используются следующие парциальные программы:
Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина по ритмической пластике используется в работе с детьми 4-7 лет, которая помогает организовать работу по развитию движений и музыкальных способностей у детей. Программа А. И. Буренина, Т. Сауко раздел: «Топ – хлоп, малыши» по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет. Эти программы в своей работе использует музыкальный руководитель ДОУ.
Парциальная программа «Остров здоровья» Е. Ю. Александрова. Авторская программа, утверждена решением экспертного совета при Комитете по образованию Волгограда.
Цель: Обеспечение укрепления здоровья ослабленных, применение эффективных методик закаливания.
Внедрение в практику работы:
Авторская дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» для детей 4-7 лет.
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
7. Участники программы: руководитель структурного подразделения, специалист управления образованием, педагоги и специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, логопед, дети, родители.
8. Содержание программы:
1. Направления деятельности: Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников»
2. Содержание деятельности
При организации игр создаем необходимые условия для развития игрового сюжета, создаем предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Организуется и осуществляется игровая деятельность детей последовательно и систематически, активно используются методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету, поддерживаем интерес детей к игре, развиваем инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Игровую форму образовательной деятельности создаем с помощью игровой мотивации. Проблему ставим перед детьми также в форме игровых заданий, вводим элементы соревнования, которые переводят проблему в игровую. Используем игровые технологии, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.
В ходе использования игровых технологий заметили, что у детей повысился интерес к игре. Они стали более ловкими, гибкими, внимательными, наблюдательными. Сформировалось воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие. Учитывая то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в работе применяем игровые технологии :
игры – развлечения,
народные игры,
конкурсы и викторины,
сюжетно-ролевые игры,
театрализованные игры,
игры фантазии и импровизации
С целью:
социально-коммуникативного развития детей;
повышения уровня познавательных и творческих способностей;
формирования базиса личностной культуры.
Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. В выборе игры следует учитывать состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическую подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых атрибутов, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др., «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель вторая - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третья - отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов.
3. База реализации:
Изучение состояния ресурсной базы СП детского сада «Ромашка» :
- оснащение предметно-развивающей среды в детском саду;
- повышение квалификации педагогов в данном направлении;
- обеспеченность учебно-методическими пособиями.
4. Исполнители. Руководитель, педагоги, родители, дети, специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуры, педагог-психолог, логопед).
5. Форма представления результата
12. Оценка продуктов и результатов проекта/программы
На данном этапе работы педагогами создан и применятся в воспитательно-образовательном процессе электронный сборник мультимедийных игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста.
Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации:
- дети легче усваивают понятия;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве,
- тренируется внимания и память;
- активно пополняется словарный запас;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и креативного мышления;
-повышение мотивации к занятиям.
Мы распределили игры по разделам: «Сказки», «Поступки», «Народные праздники», «Национальности» (быт, традиции, одежда, «Патриотизм».
На сегодняшний день у нас разработано 14 игр:
• «Мы живем в России» (подготовительная группа)
• «Подбери головной убор» (подготовительная группа)
• «Светлые денечки» (старшая группа)
• «Путешествие в прошлое» (подготовительная группа)
• «Сказка на новый лад» (средняя группа)
• «Угадай сказку» (подготовительная группа)
• «В гостях у сказки» (старшая группа)
• «Что хорошо, что плохо» (старшая группа)
• В мире прекрасного» для детей 5-7 лет
• «Мое село – Челно-Вершины» для детей 5-7 лет
• «Народные промыслы» для детей 5-7 лет
• «Наши любимые узоры» для детей 5-7 лет
• Красочный мир филимоновской игрушки» для детей 5-7 лет
• «Веселый Городец» для детей 5-7 лет
Приложение № 1 (диск)
Используемые мультимедийные занимательные игры в сочетании практической и игровой деятельности, способствуют развитию у дошкольников восприятия, памяти, внимания, мышления, позволяет решить проблемную ситуацию, умение самостоятельно приобретать новые знания, помогают эффективно закреплять учебный материал по сравнению с традиционными формами обучения.
Также подобрана картотека народных игр, где мы делаем упор на национальные игры. Наш район многонациональный, детский сад посещают дети разных национальностей, и мы стараемся знакомить и приобщать детей к традициям, обычаям, национальным устоям и играм своего народа.
В картотеке представлены популярные русские, мордовские, татарские и чувашские игры доступные детям.
Народные игры применяем на фольклорных праздниках, развлечениях, досугах, в совместной деятельности, на прогулках, на спортивных мероприятиях. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивость и инициативу. С их помощью ребенок начинает активно мыслить, у него расширяется кругозор, развивается двигательная активность и физические навыки.
Картотека народных игр
Приложение №2
Авторская дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» для детей 4-7 лет
Приложение № 3
Педагогический проект «Моя родословная»
Приложение № 4
13. Необходимая ресурсная база для реализации проекта/программы
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые
- разработка локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ
Научно-методические
- функционирование научно-методического совета ДОУ;
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации Программы;
- внедрение системы методических консультаций структурных подразделений ДОУ по приоритетному направлению программы экспериментально-опытной деятельности;
- оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию новых образовательных технологий.
Кадровые
- создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации новой модели;
- привлечение необходимых специалистов;
Информационные
- мониторинговые мероприятия;
- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации программы экспериментально-опытной деятельности
Материально-технические
- обновление предметно-развивающей среды в группах;
- приобретение технических и дидактических средств обучения;
- оснащение ДОУ оргтехническими средствами :
Финансовые
- смета расходов ДОУ;
- спонсорская и благотворительная помощь;
- предпринимательская деятельность ДОУ.
Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании
Проект «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию :
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Данный проект направлен на формирование самосознания личности дошкольника на национальных основах, в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что, по сути, является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения.
Преимущества проекта:
- системность
- эффективность
- комплексность
- доступность.
Проект адресован старшим воспитателям и воспитателям дошкольных организаций, педагогам дополнительного образования, руководителям детских кружков и студий.