Инесса Рыжкова
Культура речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить о уровне его развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем готовности к общению. Культурой речи важно владеть всем. Мы все общаемся с людьми в том числе и дети. Они играют, организовывают свои игры, учатся и т. д.
Публикация «Культура речи дошкольников» размещена в разделах
Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное применение языка в целях общения, «владение нормами устного, а в дальнейшем и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Исследователи выделяют три аспекта культуры речи:
• Первый, важнейший аспект – нормативный. Языковая норма – это центральное понятие культуры речи. Культура речи, предполагает прежде всего, соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями, говорящими или пишущими, в качестве «идеала», образца.
• Вторым важным качеством культуры речи является коммуникативная целесообразность – это умение находить, в языковой системе для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму. Выбор необходимых для данной цели и в данной ситуации языковых средств – основа коммуникативного аспекта речи.
• Третий – этический аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи приписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинства участников общения. Этические нормы общения предусматривают соблюдение речевого этикета. Речевой этикет представляет собой систему средств и способов выражения отношения, общающихся друг к другу. Речевой этикет включает речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» или «вы», выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и т. д. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и другие формы оскорбляющие достоинство участников общения или окружающих людей.
Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь и речь детей – задача каждого из нас. Для этого нужно учить детей следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать словарь детей, учить их чувствовать своего собеседника, учить отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Помимо этого надо учить детей правильно использовать интонацию в речи.
Для развития речевой активности можно использовать следующие упражнения:
1. Детям предлагаются несколько сюжетных картинок, и дается задание: «Расскажите, что говорят друг другу герои рисунков». «Расскажите, на какой картинке слово сообщает, веселит, огорчает, утешает…» «Расскажите, герои каких сказок изображены на рисунках? Какие слова для приветствия они используют? Здравия желаю! Добро пожаловать! Милости просим! Здравствуйте! Добрый день, батюшка! О, достопочтенный отрок, Волька ибн Алёша! И т. д»
2. Подумайте и ответьте, какие слова сказала Таня своей подруге Оле, когда дарила ей цветы.
3. «Собери слова» - составление слов из слогов.
4. «Объясни пословицу»
(Доброе слово лечит, а худое калечит. Ласковое слово что солнышко. От худого слова да навек ссора. Слово не стрела, а пуще стрелы разит.)
5. Предложить детям запомнить важные правила речевого поведения: а) сначала подумай, потом говори. б) Не употребляй в речи грубых слов и выражений. в) Говори собеседнику добрые и вежливые слова. г)Выслушивай того, кто хочет с тобой поделиться мыслями и чувствами.
6. Разыграйте ситуации: * Встретились два друга, они давно не виделись. *На улице воспитанник подходит к воспитателю и задает вопрос; * Вы обращаетесь к незнакомому человеку с вопросом, «который час»;
7. Послушай стихотворение и расскажи его, меняя громкость голоса – шепотом, нормально, громко: Осенние стихи В лесу такая тишина, как будто лес пустой. Чтоб тишина была слышна, Тихонечко постой Как лучше звучит это стихотворение?
8. Игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем» - общение с помощью жестов. «Отгадай, что покажу?»
9. Произнесите скороговорки (тихо, средне, громко, медленно, обычно, быстро) 1) Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. 2) Еле-еле Лена ела, есть от лени не умела.
10. Нарисуй цветок добрых слов. В каждом лепестке напиши добрые слова разным людям (если ребенок умеет печатать) Скажи добрые слова разным людям: маме, бабушке, воспитателю, другу, дяде, и т. д.
Все вышеперечисленные упражнения помогут ребенку не растеряться в незнакомой ситуации. Научат его говорить правильно и красиво, рассуждать, а следовательно овладеть речью как средством общения.