Зырянова(Кайгородова) Анжела Сергеевна
Кубики Блума как эффективный прием развития социально-коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Человек, не знающий ничего, может научиться. Дело только в том, что бы зажечь в нем желание познавать.
Д. Дидро
Учеными доказано влияние развития речи дошкольников на успешность их обучения в школе и дальнейшее развитие в целом. Однако на сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем, среди которых отсутствие навыков культуры речи, бедность словаря, неспособность построить монолог и диалог. Ученые (О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова и др.) и практики отмечают необходимость обновления речевой работы. Из этого следует проблема поиска эффективных приемов социально-коммуникативного развития дошкольников, которая обусловлена тесной связью между развитием речи и развитием личности ребенка в целом, а также внедрением современных технологий как условия успешности педагога в достижении целевых ориентиров ФГОС ДО.
Публикация «Кубики Блума как эффективный прием развития социально-коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Педагогу непросто создать условия для заинтересованности и речевой активности детей. Одним из результативных способов можно считать использование Кубика Блума, одного из популярных приемов технологии критического мышления американского ученого и психолога Бенджамина Блума. Кубик Блума позаимствован педагогами-дошкольниками из средней и высшей школы, и при творческом подходе позволяет успешно решать задачи интеграции образовательных областей.
Кубик Блума – это обычный кубик (бумажный или пластиковый (с наклеенными словами, на гранях которого написаны определенные вопросы. Можно дополнить картинками по теме или схемами для наглядности, т. к. прием наглядности является одним из ведущих принципов обучения дошкольников. Новизна материала определена возможностью решения речевых задач посредством использования приема критического мышления.
Классификация вопросов.
Назови. Предлагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, т. е. указать процессы, которые происходят с предметами, явлениями.
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то, или иное правило.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предполагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусироваться на всех сторонах заданной проблемы.
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений.
Ниже представлены варианты вопросов по темам «Моя семья», «Скоро в школу», «Что такое дружба» для игры с Кубиком Блума, направленные на развитие социально-коммуникативных компетенций.
В календаре много праздников, когда мы поздравляем членов семьи, говорим о семье и семейных ценностях. Применение Кубика Блума в непосредственной образовательной деятельности по развитию социально-коммуникативных компетенций на тему: «Моя семья»
Назови членов своей семьи. Как их зовут?
Почему для тебя важна твоя семья?
Предложи, чем ты можешь помогать своей семье?
Объясни, чем семья отличается от родственников?
Придумай правила дружной жизни своей семьи.
Поделись какие традиции есть в твоей семье?
Для самых старших воспитанников детского сада актуальны игры по подготовке к обучению в школе. Применение Кубика Блума в непосредственной образовательной деятельности по развитию социально-коммуникативных компетенций на тему: «Скоро в школу»
Назови учебные предметы (уроки) в школе, которые ты знаешь?
Почему важно хорошо учиться в школе?
Предложи, что ты положишь в свой портфель?
Объясни, чем отличается детский сад от школы?
Придумай, как пройдет твой первый день в школе?
Поделись, как нужно вести себя в школе?
В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимыми для него становятся сверстники, поэтому важно показать ценность и необходимость дружбы. Применение Кубика Блума в непосредственной образовательной деятельности по развитию социально-коммуникативных компетенций на тему: «Что такое дружба»
Назови, с кем ты дружишь?
Почему людям важна дружба?
Предложи, в какие игры можно играть с другом?
Объясни, когда мы можем назвать дружбу настоящей?
Придумай правила крепкой дружбы.
Поделись, что такое дружба?
Варианты игры:
1. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос педагога, указанный на выпавшей грани кубика.
2. Ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.
Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
Дети с интересом воспринимают этот игровой прием, но нужно быть готовым к тому, что у детей могут возникнуть трудности – когда нужно самим придумывать вопросы. Поэтому использовать его следует на обобщающих занятиях, когда у воспитанников уже есть определенные знания. Этот прием очень хорошо использовать при работе в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый вносит свой небольшой вклад в работу, дети предлагают то, или иное решение, фантазируют, анализируют ответы других. Этот упрощенный вариант помогает не только активизировать все знания детей, но и развивать в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Таким образом, использование инновационного приема Кубик Блума оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на социально-коммуникативное развитие. В ДОО функционируют группы компенсирующей направленности, которые посещают дети, имеющие нарушения речи, а также испытывающие трудности в коммуникации. Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в этих группах показал, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.