Елена Матыко
Методическая разработка «Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
«Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский
Экологическое развитие дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.
Публикация «Методическая разработка „Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдая за детьми, я заметила снижение познавательной активности к восприятию окружающего мира: дети не хотят и не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный пойск ответов на них.
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему миру и максимально эмоциональную активность, игровую деятельность я могу реализовать через экологическое развитие, в процессе игры и общения с природой.
Слайд 3
В своей работе использую ООП ДО, а также методики и технологии С. Н. Николаевой «Юный эколог», «Наш дом- природа» Н. Рыжовой, С. А. Савенков «Маленький исследователь», Т. А. Копцевой "Природа и художник"…., а также применяю различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей от 3- 5 лет.
Ведущая идея – моего опыта, это развитие игровой деятельности через экологическое развитие и экспериментирование дошкольников путем внедрения различных технологий, методик и разных видов деятельности.
Слайд 4
Продуманная организация и экологическое оборудование обеспечивают возможность осуществлять экологическое развитие детей разными методами: заочные путешествия, игры, дискусии, беседы, опыты и эксперименты.
Слайд 5
Одним из условий решения задач является развивающая среда по экологическому развитию как в группе так и на участке детского сада. Это уход за огородом, путешествие по экологической тропе. Экологическая среда окружает ребенка и оказывает влияние на ребенка с детства.
Слайд 6
Работая с детьми, мы создаем условия для организации самостоятельной поисково- исследовательской деятельности детей, и поэтому создаются уголки деятельности. Материалы находящиеся в уголке распределены по разделам: «Песок и вода», «Магниты», «Камни», Материалы», «Бумага»….
Также находятся различные приборы: стекло, микроскоп, весы, сосуды, муляжи, овощи, фрукты….
Слайд 7
Для поддержки интереса детей к игре и экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируется от сказочного героя.
Например: в игровых обучающих ситуациях использую кукольные персонажи: Буратино, Айболит, Лесовечок, Каркуша, Степашка, а также в уголке природы и исследования живут дед Федор и баба Маруся от их имени предлагаются задания – записки: «Расскажите, что появляется сначала: корешок или стебелек? «Сравни семена фасоли, гороха, редиски»;
«Изобрази схематически дерево (ствол, ветки, корни).
Все эти персонажи становятся непосредственными участниками наблюдений, игр, опытов. Это активизирует умственную активность детей.
Айболит «выписывает рецепты» по уходу за растениями, совместно с ребятами выполняем все рекомендации доктора.
Слайд 8
Исследовательско – поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать:
- рвет бумагу и смотрит, что получается;
- проводит опыты с разными предметами;
Слайд 9
- измеряет глубину снежного покрова на участке;
- измеряет объем воды.
- проращивание семян гороха, бобов в вате;
- наблюдение и опыты с комнатными растениями.
Все это объекты исследования. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок.
Слайд 10
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В. А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».
На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира.
Слайд 11
Игры я разделила на две основные группы:
1. Игры – возникающие по инициативе детей. Они являются своеобразной формой размышление ребенка об окружающем его мире. (Это эксперименты, сюжетные самостоятельные игры).
2. Игры – возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие и досуговые игры.
Слайд 12
В своей работе использую подвиды игр:
Традиционные, народные игры – игры с природными объектами, животными и людьми. Это игры помогают понять взаимосвязь в природе, почувствовать свое отношение к природе и к живому.
Например «Тонет не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Кто как одет», «Что мягкое, что твердое», «Сад, огород», «Кто, где живет?».
Слайд 13-14
Сюжетные – отобразительные и сюжетно – ролевые игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер.
Например в игре «Консервный завод» - знакомятся с технологией производства, формируем трудовые умения и представление о том, что такое завод (фабрика) и что там производят. Эту игру мы объединяем с игрой «Магазин» (где продают готовую продукцию, а также играми «Дом», «Семья».
Слайд 15
В игре «Ветеринарная лечебница» - дети учатся лечить животных, знакомятся со строением животных и их особенности, воспитываем чуткое и гуманное отношение к животным, отзывчивость.
Слайд 16
Еще одним подвидом экологических игр является – театрализованные игры с использованием знакомых сказок
«Колобок путешествует», «Путешествуем с Машей и медведем»,
«Отдых на реке», «Вершки и корешки», «В гости к Водяному».
Слайд 17
Экологическим содержанием накапливаются и в подвижных играх. В них происходит закрепление знаний о живой природе, ее обитателей в игровой форме. Это игры: «Звери, птицы, рыбы», «Птицелов»,
«Цветочный магазин», «Летает, плавает, бегает», «Снежный ком».
Слайд 18
Интеллектуальные игры с использованием ТРИЗ – они развивают познавательный интерес, формируя знания о единстве природы.
«Волшебные превращения», «Приготовить лекарство»,
«Экологические кубики», «Корневая система».
Слайд 19
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Моделирование – это работа с календарем природы, фиксация опытов, использование моделей, мнемотаблицы. Например составление модели цветка, животных, птиц, явлений природы.
Слайд 20
Неотъемлемой частью работы по данному направлению – это работа с родителями.
Формы работы с родителями
- Коллективные
- Индивидуальные
- Досуговые
- Познавательные
- Наглядно-информационные
Слайд 21-22
Привлекаем родителей в участие в конкурсах, выставках, в мероприятиях: «Осенняя фантазия».
Слайд 23-24
Акции:
- «Елочка – живая иголочка»,
- «Смастери скворечник или кармушку»…
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
Слайд 25
Таким образом, приобщая детей к природе, знакомя их с разнообразием окружающего мира, мы стараемся воспитывать в них любознательность, отзывчивость, желание помочь, а это важное качество для развития ребенка дошкольника.
Свое выступление хочу закончить такими словами:
Будем же изучать родную природу, и сами у нее будем учиться!.
Будем воспитывать экологическую культуру у себя, детей и их родителей!