Татьяна Ягупьева
Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Сюжетно — ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Татьяна Ягупьева
Проект : «Сюжетно — ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Паспорт проекта : «Волшебный мир игры»
Тема проекта : «Сюжетно - ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Авторы проекта : Ягупьева Татьяна Юрьевна
Участники: воспитатель, воспитанники, родители.
Публикация «Проект „Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Вид проекта – игровой, творческий
База проекта – МКДОУ «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик»
Срок реализации: сентябрь 2016 - апрель 2017
Противоречия: Условия жизни в дошкольном детстве стpемительно pасшиp яются: pамки семьи pаздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Актуальность проблемы заключается в том, что:
-в сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет,
-подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками;
-низкий уровень развития игры дошкольников.
Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению.
У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность у детей не формируется (низкий уровень психологической готовности детей к школе).
Цель: Осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков.
Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:
1. Изучить О. А. Карабанова Т. Н. Доронова Е. В, Соловьева,Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. «Организация сюжетно - ролевой игры в детском саду»
2. Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, так как игровая деятельность является частью сщциально - коммуникативного развития детей.
3. Разработать конспекты по руководству сюжетно - ролевой игрой, дошкольников в средней группе.
4. Разработка консультации, рекомендаций, доклада.
I этап - подготовительный
Сроки реализации: сентябрь-ноябрь 2016г
Цель: развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПиН)
Изучение Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»
О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» Анализ программ и технологий по проблеме Знание перечисленных документов.
Готовность к применению.
Создание банка данных по проблеме.
2. Насыщение развивающей среды по проблеме : куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка, гладильная доска, утюги.
Игровой набор «Кукольный доктор» : термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт.
Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, рецепты, телефон
Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты
Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, счётная машинка, весы, пакеты, предметы - заместители Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий.
3. Диагностика Д. Б. Эльконина («Психология игры») 1. Повышение качества руководства игрой.
2. Определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях
(см. приложение №1)
4. Выявление уровня развития детей (указание фамилии учёного, автора диагностического инструментария) Таблица результатов диагностики.
5. Разработка конспектов занятий, консультации, рекомендаций и доклада для родителей. Конспекты занятий
(см. приложение №2)
Консультация
см. приложение №3)
Рекомендации
(см. приложение №4)
Доклад
(см. приложение №5)
II этап - основной
Сроки реализации: декабрь-март 2016-2017гг
Цель: формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается.
Обогащение словарного запаса, накопление
социального опыта детей в повседневной жизни
2. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :
определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
совместная игровая деятельность воспитателя и детей Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах
3.
4. Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
Сюжетно - ролевая игра «Магазин». Игровая ситуация «В магазин за подарками»
Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.
Открытый показ сожетно-ролевой игры, (развитие коммуникативных способностей детей в игре)
III этап - заключительный
Сроки реализации: апрель 2017г.
Цель: качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Выявление уровня развития детей
(диагностика по Д. Б. Эльконину)
Динамика развития детей
2. Анализ созданной (системы, модели и т. п.) или анализ итогов (внедрения) реализации (технологии, программы и. т. п.) Эффективность по внедренной проблеме доказано повышением уровня развития детей на %
3. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.
Продукт проекта для сюжетно-ролевых игр.
Презентация.
Результат совместной деятельности - куклы ручной работы
Список используемой литературы:
1. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей/ О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В, Соловьева. М. : Просвещение, 2011.
2. Организация сюжетной игры в детском саду/Н. Я. Михайленко Н. А. Короткова. М. 2000
3. Психология игры. Эльконин Д. Б. -М. :Педагогика,1978
4. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. -М. :Педагогика, 1987
5. Как играть с ребенком/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. -М. : Педагогика, 1990
6. Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А--- М. :Онега,1994