Татьяна Галиуллина
Проект «Кто живет в реке и озере?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Но сформировать экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о жизни обитателей водоемов, развить связную речь, творческие способности детей, воспитать чувство любви к природе, желание беречь и охранять её.
Публикация «Проект „Кто живет в реке и озере?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Вид проекта : Информационно - творческий, групповой.
По продолжительности реализации: одна неделя
Проблема: У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «обитателей водоёмов нашего края» и их среду обитания.
Основные направления проекта :
1. Работа с дошкольниками.
2. Работа с родителями
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»
Участники проекта : дети дошкольного возраста (4-5 лет, родители воспитанников
Цель: Познакомить детей с разнообразием обитателей рек и озер, их связью со средой обитания; сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Задачи:
1. расширять представления детей об обитателях рек и озер;
2. развивать логическое мышление,
3. учить на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
4. воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
5. развивать способность вслушиваться в звуки природы;
6. учить беречь окружающую среду.
Средства для решения задач: Научно-методическая литература, изучение передового опыта
игры, беседы, рассматривание иллюстраций, создание развивающей среды, работа с родителями.
Ожидаемые результаты проекта : воспроизводят в своей деятельности вместе со взрослым или по его показу знания об особенностях строения тела обитателей водоемов, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, путем составления описательного рассказа с использованием рисунка; понимают, то что деятельность человека и окружающая среда тесно взаимосвязаны между собой, что существует определенное поведение человека в природе; применяют полученные знания, навыки и умения в своей игровой и повседневной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный - постановка проблемы; разработка плана проекта; создание соответствующей развивающей среды в группе; сбор и накопление материала по проблеме; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Основной - постановка перед детьми проблемы «Какие бывают обитатели рек и озер?»; привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного перспективного плана; создание условий для взаимодействия взрослых и детей; знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки», загадывание загадок.
3. Практико-аналитический - изучение мнения всех участников проекта о работе по реализации проекта; поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Обитатели рек и озер».
4. Продуктивный – проведение нод, коллективное панно «Подводное царство», рисование.
Предварительная работа: 1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме;
2. знакомство с отрывком из сказки А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение рассказа Л. БЕРГА «Рыбка» 3. разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки», загадывание загадок.
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, фотографии, книги, художественные произведения, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.
Реализация проекта
Беседы: «Рыбы-кто они», «Обитатели воды», «Вода вокруг нас», «Зачем нужно беречь воду», «Кто живет в реке».
Рассматривание иллюстраций «На реке и озере».
Чтение художественной литературы Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения.
Дидактические игры - Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях рек озер. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
Словесные игры - 1. «Назови какая рыба» 2. «Плавает - не плавает». 3. «Зверь рыба, птица, небылица». 4.«Четвертый лишний 5.«Что перепутал художник?» 6. «Закончи рисунок». 7. «Определи по контуру». 8.«Что мы знаем о воде?» 9. «Назови одним словом». Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию. Расширить словарь детей: кувшинка, стрекоза, карась, сом, плотва и др.
Продуктивные виды деятельности:
1. Рисование «Золотая рыбка»
2. Коллективное панно «Подводное царство»
3. Изготовление лэпбука
4. Изготовление картотеки физминуток, подвижных игр, загадок
5. Выставка рисунков
Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Взаимодействие с родителями Консультации для родителей: «Ребенок и природа»; Поиск материала по теме.
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие на корабле». Цель: Закреплять представления детей о море и его обитателях. Закреплять умение взаимодействовать в сюжетах с двумя - тремя действующими лицами, исполнять роль за себя и за игрушку. Воспитывать аккуратность в обращении с игрушками.
Подвижные игры: 1. «Море волнуется», 2. «Ручеек» 4. «Рыбаки и рыбки», 5. «Караси и щука» Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.
Исследовательский компонент. Дети изучают внешний вид, строение обитателей рек и озер, питание, повадки, среду обитания, способ передвижения.
Итоги реализации проекта «Кто живет в реке и озере". В результате реализации проекта дети расширили знания об обитателях водоемов и получили представление о различных источниках информации и способах работы с ними.