Мария Павлова
Кружок в старшей группе «Театральная палитра».
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии:
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
Публикация «Кружок в старшей группе „Театральная палитра“,» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа- образовательным программам дошкольного образования»;
• Устав (утверждён приказом № 625 от 23.08.20150);
• Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5473 от 12.08.2015г.
• Основная образовательная программа МБДОУ № 313
Рабочая программа направлена на реализацию основной образовательной программы в части «Художественно – эстетическое развитие» :
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве :
• Что такое театр, театральное искусство;
• Какие представления бывают в театре;
• Кто такие актеры;
• Какие превращения происходят на сцене;
• Как вести себя в театре
Цели:
• Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
• Развитие интонационной выразительности речи, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.
Задачи:
• Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Совершенствовать исполнительские способности детей;
• Расширять представление об окружающей действительности;
• Закреплять представление о различных видах кукольных театров;
• Продолжать обогащать и активизировать словарь детей;
• Развивать диалогическую и монологическую речь, интонационную выразительность речи;
• Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
• Закреплять навыки кукловождения;
• Развивать память, мышление, воображение, внимание детей;
• Продолжать воспитывать гуманные чувства.
Формы реализации программы:
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста и характеризует формы организации образовательного процесса. Образовательные задачи решаются через:
1)организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
2) продуктивный характер взаимодействия со взрослыми;
3) установление позитивного взаимодействия с другими детьми;
4) развитие системы отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Примерные формы организации образовательного процесса:
Детская деятельность Примеры форм работы
Двигательная Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Игровые ситуации.
Игровая Игры в кукольный театр. Театральные игры. Игры-драматизации. Игры-спектакли. Театрализованное действие.
Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Опытно-экспериментальная деятельность.
Чтение художественной литературы Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Вопросы и ответы.
Коммуникативная Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки.
Условия реализации программы:
Наполняемость группы 10 человек
Предметная среда:
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:
• особенности эмоциональной личности ребенка,
• его индивидуальные социально-психологические особенности;
• индивидуальные предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• поло-ролевые особенности.
В условиях малокомплектного детского сада учитываются также возрастные особенности детей.
Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов:
• Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.
• В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.
Список книг для литературного уголка может включать в себя:
• художественную литературу по темам, по 5-6 наименований из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям;
• «говорящие книги»;
• для малышей — книжки-малышки, книжки-игрушки;
• книги, сделанные своими руками;
• различные журналы, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
• аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:
• театр настольный;
• ширма;
• наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
• театр математики;
• театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
• персонажи с разным настроением;
• материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
• готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
• атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
• уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
• для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Оснащение театрального уголка для старшей группы
1. Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
4. В группе имеется разные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.
Технические средства обучения для реализации программы:
• Smart-board (электронная доска)
• Ноутбук Asus
Работа с родителями:
• Консультация на тему: «Основы домашнего театра».
• Консультация на тему: «Обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности».
• Консультация по вопросам художественно-эстетического воспитания детей.
• Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности
2. ДИАГНОСТИКА.
Реализация программы предполагает оценку результативности образовательного процесса. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуальных достижений детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений результативности образовательного процесса, позволяющие фиксировать индивидуальные достижения детей в карте наблюдения, которая является инструментом мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Карта позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.
Наблюдаемые проявления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, которые выделены в качестве показателей их оценки, оцениваются педагогами количественно в зависимости от его возраста, индивидуальных особенностей и ситуации, в которой они проявляются. На основе полученной оценки можно судить не только о соответствии развития характеристик конкретного ребенка возрастным возможностям, т. е. о зоне актуального развития, но и зоне его ближайшего развития, если приводимые в картах возможности еще в полной мере не «принадлежат» ребенку, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.
Если педагог сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.
Карты наблюдения ориентированы на то, что на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине результативности образовательного процесса в группе и о месте каждого ребенка в ней.
Применение данного метода при оценке становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса. Карта наблюдения как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.
Периодичность проведения оценки развития основных (ключевых) характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса. Неизменяющийся характер развития основных (ключевых) характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия педагога с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) организации, осуществляющей образовательную деятельность, или Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, по письменному обращению родителей (законных представителей) в психолого-медико-педагогический консилиум дошкольной организации. Психологическая диагностика позволит понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития.
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
В карте наблюдения указывается имя ребёнка с инициалами фамилии, период наблюдения, возраст ребёнка, ФИО педагога. Показателями результативности являются критерии прогнозируемых результатов. Уровень результативности обозначается в пределах трёх-бальной системы, где 1 балл- ребёнок не инициативен, не проявляет самостоятельности, выполняет задание только с помощью взрослого, не имеет, необходимых возрасту представлений об окружающем; 2 балла- ребёнок ситуативно, иногда проявляет самостоятельность и инициативу, иногда прибегает к помощи взрослого, имеет частичные представления об окружающем; 3 балла- ребёнок инициативен, самостоятелен, имеет представления об окружающем в соответствии с возрастными особенностями. Карты наблюдений представлены в формате таблиц Excel, где автоматически высчитывается средний показатель результативности образовательного процесса.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(В СООТВЕТСТВИИ С РАСПИСАНИЕМ НОД МБДОУ № 313 НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Дата Вид и тема занятия Объем в часах Примечание
7.09.16 Основы кукловождения. «Кот, петух, лиса» 1
14.09.16 Основы актерского мастерства. «Угадай, что я делаю» 1
21.09.16 Основы актерского мастерства. «Муравьи» 1
28.09.16 Основы актерского мастерства. «Насос и надувная кукла» 1
5.10.16 Основы актерского мастерства. «Муха-цокотуха» 1
12.10.16 Основы актерского мастерства. Мини-сценки. «Представьте себе», «Дождь» 1
19. 10.16 Культура и техника речи. «Вкусные слова» 1
26. 10.16 Культура и техника речи. «Договорим то, что не придумал автор» 1
2.11.16 Культура и техника речи. «Чудо-песенка», «Кукушка» 1
9. 11.16 Культура и техника речи. «Назови свое имя ласково»/ «Назови ласково соседа» 1
16. 11.16 Основы театральной культуры. Театральные термины : «гример», «событие» 1
23. 11.16 Проведение досугов и развлечений. «Красная Шапочка» 1
30. 11.16 Самостоятельная театральная деятельность. «Курочка Ряба» 1
7.12.16 Основы кукловождения. «Пошел котик на торжок» 1
14. 12.16 Основы актерского мастерства «Выбери профессию» 1
21. 12.16 Основы актерского мастерства «Запомни позу» 1
28. 12.16 Проведение праздника «Новый год» 1
11.01.17 Проведение досугов и развлечений. «Рождественские гулянья» 1
18.01.17 Основы актерского мастерства «Как ходит герой» 1
25.01.17 Основы актерского мастерства «Проснулась Ульяна ни поздно, ни рано» 1
1.02.17 Культура и техника речи. «У меня в кармане роза» 1
8.02.17 Основы театральной культуры. Театральный словарь «костюмер» 1
15.02.17 Культура и техника речи. «Чух, чух, дятел», «Едем на паравозе» 1
22.02.17 Самостоятельная театральная деятельность. «Погружение в сказочную ситуацию» 1
1.03.17 Основы кукловождения. «Теремок» 1
15.03.17 Основы актерского мастерства «Волшебник» 1
22.03.17 Основы актерского мастерства «Представь себе» 1
29.03.17 Основы актерского мастерства «Приятная встреча» 1
5.04.17 Основы актерского мастерства «Руки-ноги» 1
12.04.17 Культура и техника речи. «Язычок» 1
19.04.17 Культура и техника речи. «Поиграем», «Баиньки» 1
26.04.17 Культура и техника речи. «Придумай как можно больше слов» 1
3.05.17 Культура и техника речи. «Сочиним сказку» 1
10.05.17 Проведение праздников «День Победы» 1
17.05.17 Самостоятельная театральная деятельность. «Обычный концерт» 1
24.05.17 Самостоятельная театральная деятельность. «Придумай сказку» 1
Итого 36
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ПОСОБИЙ
• Гончарова О. В. «Театральная палитра», М., 2010г.
• А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» : Метод. рекомендации. М., 2009.
• Буренина А. И Театр всевозможного. Вып. 1. От игры до спектакля: Учеб. -метод. Пособие. СПб., 2002.
• Гальцова Е. А Забавные истории обо всем на свете: Театрализованные игровые занятия с детьми. Воронеж, 2008.
• Доронова Т. Н Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4 – 6 лет; Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2004
• Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА: В мире прекрасного: Программ. -метод. пособие. М., 2003.
• Маханёва М. Д Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2007.
• Мерзлякова С. И Волшебный мир театра : Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений. М., 1999.
• Сорокина Н. Ф Играем в кукольный театр : Программа «Театр – творчество - дети». Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителй детских садов. М., 2004.
5. Электронные ресурсы
https://chudesenka.ru/
https://www.maam.ru/users/christmas
https://www.musical-sad.ru/forum/10-63-3
https://dovosp.ru/
https://argonika.su/
https://www.prosv.ru/
https://www.drofa.ru/
https://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-46-15