Наталья Батталова
Проект «Театральная палитра» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность проекта.
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей с задержкой психического развития. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР, очень актуальна и важна. Одним из ведущих средств социально - эмоционального развития таких детей является театрализованная деятельность.
Публикация «Проект „Театральная палитра“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Необходимость создания проекта «Театральной палитры» для детей с ЗПР была обусловлена рядом обстоятельств, которые связаны с особенностями этих детей, а именно:
- они недостаточно умеют планировать свои действия и их контролировать;
- не умеют руководствоваться в своей деятельности конечной целью, часто "перескакивают" с одного задания на другое, с одной игры на другую, не завершив начатое;
- у них снижена познавательная активность;
-психические функции отличаются от нормы и по качественным характеристикам и по уровню их развития.
Наряду с проблемами умственного развития детей с ЗПР особенно ярко выступают особенности их эмоционально-волевой сферы:
- эмоции детей маловыразительны, слабо дифференцированы, импульсивны;
- эмоциональная неадекватность на явления окружающего мира;
- снижен диапазон понимания и переживание эмоций;
- снижен уровень передачи эмоциональных состояний через мимику, пантомимику, движения, "вокальной мимики" и особенно в речевом плане;
- снижены проявления эмоций в коммуникативной деятельности;
- снижена самооценка и волевые усилия;
- отмечаются различные отклонения в поведении, граничащие с патологией (неврозы, страхи, агрессивность, негативизм и т. д.).
Театрализованная деятельность так же является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ЗПР.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, воображение, восприятие и т. д. Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Игра в дошкольном возрасте - это деятельность эмоционально насыщенная. В игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, а также формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Игра является главной деятельностью ребенка дошкольника и поэтому в игре дети оживлены, инициативны, эмоционально заинтересованы.
Необходимость не просто играть, а быть в заданных ролью "рамках" оказывает воспитательное и дисциплинирующее воздействие на детей. Определенное значение имеет и эмоциональная реакция не занятых в игре сверстников. В итоге дети, выбирающие агрессивные роли, вынуждены лучше осознавать нежелательные стороны своего поведения. Увидев свои недостатки в призме реакции зрителей, они становятся более внимательными к эмоциональным сторонам взаимоотношений в группе.
Мероприятия по организации проекта.
Виды творческой деятельности Задачи Содержание деятельности, необходимое оборудование Репертуар
Сентябрь-ноябрь
Основы актерского мастерства Воспитывать внимание, память, развивать воображение и фантазию. Учить произносить реплики с нужной интонацией. Пантомимические загадки и упражнения. Обыгрывание ситуаций, работа над мимикой и жестами. Мини-сценки «Дождь», «Листопад». Импровизация сказки. «Курочка ряба», «Угадай, что я делаю», «Красная шапочка», «Муха-цокотуха».
Культура и техника речи Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Правильно отвечать на вопросы по содержанию Словесные и творческие игры. Скороговорки. Работа над дыханием и артикуляцией. «Назови свое имя ласково», «Вкусные слова», «Договорим то, что не придумал автор».
Проведение праздников Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызывать желание принимать активное участие в празднике. Атрибуты, декорации, необходимые для конкретной обстановки праздника. Осенний утренник
Самостоятельная театрализованная деятельность Привлечь к рассказыванию сказок, стихов Выбор предметного окружения по собственному желанию. «Курочка ряба», «Колобок»
Песенное творчество Предлагать сочинять песенные характеристики персонажей кукольного театра Костюмы, маски, атрибуты. Песенка Зайчика, Лисички, Медведя
Танцевальное творчество Побуждать сочинять танцевальные характеристики персонажей кукольного театра Фонограммы. Костюмы персонажей. Пляски Лисички, Зайчика, Медведя
Изобразительная деятельность. Знакомство с различными изобразительными материалами Знакомить с красками, кистью, куклой «Веселый художник». Создавать иллюстрации с изображением эмоционального состояния героев. Кукла «Веселый художник», кисти, краски
Мастерим для театра. Куклы на палочках Изготавливать игрушки для показа над ширмой Бросовые материалы (коробки, бутылки и т. д.)
Импровизация на детских музыкальных инструментах Знакомство с игрушками-инструментами, издающими звуки определенной высоты, с помощью которых можно воспроизводить различные ритмы Свирели, дудочки, рожки Оркестровое сопровождение танцевальных импровизаций
Художественный труд. К нам пришел скульптор Создавать эмоционально-выразительные образы с помощью лепки из основы овальных форм Пластилин, глина, стеки
Самостоятельная изобразительная деятельность по сюжетам литературных произведений. Изображать понравившихся сказочных и театральных героев Материал на выбор ребенка
Декабрь-февраль
Основы актерского мастерства Учить интонационно и выразительно передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. Театрализованная игра, игра на имитацию движения. Потешки. Этюды на выразительность жеста, основных эмоций, воспроизведения отдельных черт характера. «Выбери профессию», «Запомни позу», «Чух, чух, дятел», «Как ходит герой», «Немой диалог»
Культура и техника речи Пополнять словарный запас. Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Артикуляционные упражнения, частушки, русская народная считалка, скороговорка «Едим на паровозе», «Никита-волокита», «Пошел котик на торжок»,»Егорушка-Егор»
Проведения праздников Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызывать желание принимать активное участие в празднике. Атрибуты, декорации, необходимые для конкретной обстановки праздника. Новогодний утренник
Самостоятельная театрализованная деятельность Привлечь к рассказыванию потешек, прибауток. Развивать умение самостоятельно придумывать сюжет сказок Выбор предметного окружения по собственному желанию. «Погружение в сказочную ситуацию», «Рождественские гуляния»
Песенное творчество Предлагать детям сочинять песни в жанре марша и вальса на заданный текст Костюмы и атрибуты Песенка Лисички (вальс, песенка Волка (марш)
Танцевальное творчество Подводить к сочинению танцевальных импровизаций героев в жанре марша и вальса Костюмы и атрибуты «Вальс Белоснежки», «Марш гномов»
Импровизация на детских музыкальных инструментах Обучать приемам игры на игрушках-инструментах с диатоническим звукорядом. Фонограмма. Металлофон Пляска белочек, «Марш гномов»
Художественный труд. Новогодние игрушки. Осваивать навыки декоративного рисования и аппликативного украшения мелкими формами. Изготавливать атрибуты для спектакля. Природные и случайные материалы
Изобразительная деятельность. Разноцветные снежинки Составлять узоры, формировать чувства композиции, расположения узора в соответствие с формой бумаги. Пособие «Снежинки», бумага разной формы, восковые мелки
Самостоятельная изобразительная деятельность по сюжетам литературных произведений. «Зимушка-зима» Осознавать роль композиции в сочинении картины. Совершенствовать творческие способности детей, художественный вкус в процессе работы с различными материалами Материалы на выбор
Март-апрель
Основы актерского мастерства Учить интонационно и выразительно передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение Игра-драматизация с помощью масок, игра-имитация, игра-движение, мимическая игра. Мини-сценка, этюд «Расскажи стихи руками», «Представьте себе», «Передавалки», «Волшебник», «Рак-бездельник»
Культура и техника речи Пополнять словарный запас. Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Гимнастика для языка, стихи, чистоговорки, частушки. Слова-рифмы, творческая игра со словом. «Язычок», «Поиграем», «Сочиним сказку», «Придумай как больше слов».
Проведение праздников Развивать интерес к исполнительному мастерству. Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызывать желание принимать активное участие в празднике. Атрибуты, декорации, необходимые для конкретной обстановки праздника. Весенний утренник, Спектакль для «Недели театра»
Самостоятельная театрализованная деятельность Привлекать к конкурсам на лучшую драматизацию-импровизацию. Выбор предметного окружения по собственному желанию. «Обычный концерт», «Сочини эпизод», «Придумай сказку»
Танцевальное творчество Обучать сочинять танцевальные импровизации в жанре польки Фонограмма. Куклы, мягкие игрушки «Полька с игрушками»
Импровизация на детских музыкальных инструментах Побуждать импровизировать на игрушках-инструментах, издающих звуки неопределенной высоты, и на игрушках с диатоническим звукорядом. Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, свирели, дудочки, рожки, металлофоны Ритмические импровизации
Мастерим для театра.
Распишем пасхальное яичко Знакомить с пасхальными традициями. Обучать приемам росписи Крашение, роспись яиц или шаблонов
Изобразительная деятельность. Разноцветная лужайка Учить рисованию тремя красками на мокрой бумаге Гуашь, кисть
Изобразительная деятельность.
«Кто живет на лужайке?» Использовать полученные умения для создания образа (печать пальчиком, ладошкой и т. д.). Совершенствовать творческие способности, художественный вкус в процессе работы с различными материалами. Гуашь, кисти, фломастеры, карандаши.
Информационный этап:
1. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада [текст] / Л. В. Артемова – М. : Просвещение, 1991. – 127 с.
2. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [текст] / М. Д. Махнева. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
3. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов [текст] / Н. Ф. Сорокина – М. : АРКТИ, 2004. – 288 с.
4. Сорокина Н. Ф. Кукольный театр для самых меленьких : (театр. Занятия с детьми от 1 года до 3 лет) [текст] / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович – М. : Линка – Пресс, 2009. – 224 с.