ЕКАТЕРИНА ЛЕБЕДЕВА
Кружок «Приглашение к творчеству» по развитию творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок
«Приглашение к творчеству»
Автор:
Лебедева Е. А.
Актуальность.
В одном мгновеньи видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Кажется, эти слова мог сказать ребенок.
Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в чашечке цветка.
Публикация «Кружок „Приглашение к творчеству“ по развитию творческих способностей детей» размещена в разделах
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии… И смысл изображения понятен только маленькому художнику.
Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» : камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам, стеклышкам… На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество?
Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости.
В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что «направлять ребенка – это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, в другом – морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.
Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы.
Данная программа – пособие с новыми видами работы с детьми школьного возраста с целью как можно полнее ознакомить их с прекрасным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности.
Пояснительная записка.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды работы:
1. Изложение учебного материала в форме игры, беседы, просмотра видеофильмов. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогами и индивидуально, способствуют решению учебных задач и заданий.
2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Ее цель – творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и сточки зрения других людей. Принимать и понимать интересы другого человека.
Могут быть организованы сменные выставки.
Планируя занятия, я выбираю для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность комнаты и специфику изделия.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, цветной и прозрачный пластик, фольга, калька,текстиль (ткани, нитки, дерево, проволока, природные материалы (шишки, сучки, мох, ветки, краски (гуашь, акварель, кисти разной формы и толщины, тушь, сангина, уголь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы.
Данная программа предполагает проведение интегрированных занятий с использованием различных видов коллажа (от франц. Коллаже – приклеивание, наклейка) – техника создания картинки способом наклеивания плоских или объемных материалов (цветная бумага, газета, обои, ткань, отделочные материалы, проволока, дерево, веревка.). Впервые эта техника была использована художниками Пабло Пикассо и Жоржем Браком 1912 году.
Цель: через развитие способности к зрительному анализу окружающего мира прийти к восприятию предметов изобразительного искусства, а также к умению абстрактно мыслить, понимать символы и таким образом помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить успешную адаптацию в новой среде, способствовать сплочению детского коллектива.
2. Повысить самооценку и уверенность в себе.
3. Способствовать развитию познавательных и эмоционально-волевых процессов: воли, мышления, памяти, воображения.
4. Развивать воображение и творческие способности детей, поддерживая проявления фантазии и смелости в изложении собственных замыслов.
5. Учить создавать грамотные и красивые работы.
6. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
7. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
8. Развивать мелкую моторику рук.
9. Способствовать формированию изобразительных навыков и умений, необходимых для создания художественно-выразительного образа и самовыражения.
10. Расширять кругозор, знакомить детей с миром искусства.
Предполагаемые результаты.
В процессе работы в данном кружке я предполагаю достичь следующих результатов:
1. Приобщение к миру искусства, развитие художественного вкуса, раскрытие творческого потенциала.
2. Развитие способности адекватно относиться к оценке своих работ и объективно анализировать другие.
3. Формирование сдержанности, усидчивости, уверенности в себе.
4. Приобретение позитивного опыта взаимодействия в коллективе.
5. Формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Содержание
Задачи:
1. В творческой, игровой форме познакомить детей с техникой коллажа.
2. Развивать воображение, фантазию, и ассоциативное мышление, чувство гармонии и красоты, восприятие цвета и формы.
3. Развивать способность видеть в обычных вещах необычное, видеть образ за символом.
4. Научить понимать настроение картины.
5. Познакомить с ассоциативной связью цвета и времени года.
6. Развивать композиционные навыки.
Занятия:
1. Забавные животные.
2. Чудо-дерево.
3. Превращения в стране Фантазии.
4. Осенний колорит.
5. Зимние впечатления.
6. Натюрморт.
7. Аленький цветочек в волшебной стране.
8. Времена года.
9. Моря и океаны, дальние страны.
10. Мерцание звезд.
11. Яркие краски природы.
12. Сказочные герои.
13. Пернатые друзья.
14. Букашки-таракашки.
15. Разноцветный мир.
16. Во саду ли, в огороде.
17. Праздничные самоделки.
18. Подводный мир.
19. Космические приключения.
20. Юные конструкторы.
21. У природы нет плохой погоды.
22. Зоопарк.
23. Мы едем, едем, едем.
24. Мир, в котором мы живем.