Ольга Сергеева
Кружок по художественно-эстетическому развитию «Юные волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по художественно-эстетическому развитию
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Публикация «Кружок по художественно-эстетическому развитию „Юные волшебники“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А. П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р. Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Рябко Н. Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г. С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”.
Новизной и отличительной особенностью программы «Юные волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель: Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи:
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Основные методы работы
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Форма обучения: специально организованная деятельность; беседы, экскурсии, путешествия, экспериментирования, рисунки – сочинения, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 10 человек 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 20 минут.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Место проведения: помещение группы «Морячок».
Используемый материал:
Рисование: акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктейльные трубочки;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
- кисти.
Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, зубочистки, пуговицы, бусины, бисер, ткань.
Срок реализации: 1 года.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Работа с родителями.
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Совместно с родителями будут осуществляться проекты «Скоро, скоро Новый год!», Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам», будет оформлен уголок для детей «Мастерская «Умелые ручки». Планируется так же совместное родителей и детей развлечение «Путешествие в страну «Бумандия», «Путешествие в мир Красок». Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т. п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьей в нашей группе отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.
№
п/п Название темы Задачи Материал
октябрь
1. «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения». Развивать у детей интерес к творчес-кой деятельности. Помочь детям по-чувствовать свойства изобразитель-ных материалов, способы использо-вания и их выразительные возможно-сти при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприя-тие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.
Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники.
2. «Матрешка» (пластилинография)
Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Обучение умению ориентироваться на листе бу-маги. Развитие мелкой моторики, коо-рдинации движений рук, глазомера. Воспитание усидчивости, аккуратнос-ти в работе, желания доводить нача-тое дело до конца. Развитие художес-твенного творчества, эстетических чувств.
Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки.
3. «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями)
Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цве-товосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.
Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода.
4. «Дуб» (пластилинография +аппликация из сухих листьев)
Формирование навыков работы с пластилином, с природными материалами (засушенными листьями). Развитие интереса к художественной деятельности. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, пластилин, салфетки желтого и красного цвета.
5. «Жар птица»(аппликация из сухих листьев)
Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости. Формировать практичeские навыки работы с природными материалами (засушенными листьями). Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки.
Ноябрь
1 «Птичка клюют ягодки на веточке» (пластилинография +аппликация из мятой бумаги)
Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера. Закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развитие художественного творчества, эстетических чувств. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Пластилин, гофриров. бумага, клей ПВА, кисть, салфетки, клеенки
2 «Пасмурный осенний день» (акварель + восковые мелки)
Учить передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы: отлет гусей на юг. Учить изображать птиц в полете. Передавать голубыми, синими, фиолетовыми цветами спектра наступа-ющие холода. Учить новой технике рисунка: восковые мелки и акварель. Поощрять проявление творчества при передаче полета птиц. Воспитание усидчивости, аккуратности в ра-боте, желания доводить начатое дело до конца.
Белые листы бумаги, аква-рель, восковые мелки. Рисунок в книгах с изображе-нием летящих гусей.
3 «Наш осенний лес»(пластилинография)
Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой мотори-ки, координации движений рук, глазомера. Развитие художественного творчества, эстетических чувств. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания до-водить начатое дело до конца.
Пластилин, дощечка, салфетка, лист картона, картины с осенним пейзажем.
4 «Роспись барышни дымковскими узорами»
(рисование на мятой бумаге)
Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя ра-зные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, тво-рческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Лист с изображением барышни, акварель, кисть, стокан с водой, салфетки, картинки с дымковскими игрушками.
Декабрь
1 «Шишки на ветке»(рисование жесткой кистью) Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Гуашь, жесткая кисть, салфетки
«Маленькой ёлочке холодно зимой»
(рисование жесткой кистью)
Закреплять умение детей рисовать жесткой кистью. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, рисовать елочку. Развитие художественного творчества, эс-тетических чувств. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Гуашь, жесткая кисть, салфетки
2 «Зимний пейзаж»
(рисование зубными щетками) Познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; привить у учащихся любовь к природе.
Листы для акварели А4, гуашь, зубные щетки, кисти №2 для рисования, бумаж-ные салфетки, стаканы с водой.
3 «Снеговик»(рисование смятой бумагой)
Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
4 «Ёлочные украшения». (Рисование манной крупой)
Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.
Манная крупа, клей ПВА, кисть, акварель, салфетки.
Январь
2 «Снежинки»(рисование восковыми мелками и солью)
Продолжать знакомить детей с новы-ми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью. Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие.
Белые листы бумаги, аква-рель, восковые мелки, соль, салфетки, кисть, баночка с водой.
3 «Сказочный зимний лес»(рисование жесткой кистью)
Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Совершенствовать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности. Развивать самостоятельность, эстети-ческие чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Иллюстрации, фотографии с изображением зимних пей-зажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александ-рова Д. А.) . Белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тони-рованные листы бумаги формата А4; стакан с водой, салфетки.
4 «Узоры на окнах»(раздувание капли)
Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование вообра-жения и культуры цветоведения. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание со-здавать интересные оригинальные рисунки.
Бумага формата А4, стаканчик с чистой водой, акварельные краски, трубочки, пипетка
5 «Медвежонок»(рисование поролоном)
Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоно-вой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соот-ветствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным.
Поролоновые печатки, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт животного.
Февраль
1 «Пожар в доме»(аппликация из бросового материала)
Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала -макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
Макаронные изделия, горох, клей ПВА, цветная бумага, фигурные ножницы, картинка пожарного
2 «Валентинка»(аппликация из крепиров. бумаги)
Познакомить с выполнением цветов - розочек из крепированной бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить рабость близким в праздник.
Крепир. бумага, картон, степлер, клей ПВА
3 «Открытка для папы» (аппликация из ткани) Учить детей составлять изображение самолета из ткани. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать умение выполнять рамку из элементов, вырезанные фигурным дыроколом. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.
Ткань, цветная бумага, фигурный дырокол, клей ПВА.
4 «Масленица»(поделки их пряжи)
Учить детей создавать куклу из пряжи. Учить отрезать ножницами определённое количество нитей для поделки. Развивать меткую моторику, согласованность в движении обеих рук. Закреплять умение работать с ножницами. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.
Пряжа, ножницы.
Март
1 «Подарок на 8 марта»
(аппликация из крепиров. бумаги)
Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме.
Цыфра 8 вырезанная из картона, крепорованная бумага, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы
2 «Подснежники» (аппликация из тыквенных семечек)
Продолжать знакомить детей с новым видом работы – тыквенными семечками. Учить выполнять подснежники с помощью пластилина и семечек, оформлять работу ватой. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчи-вость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Основа для работы, трубочки, тыквенные семечки, пластилин, вата.
3 «Ёжик»(аппликация из семечек)
Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации - вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблю-дательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Лист белого картона; гуашь; семечки; бусины для глаз; ткань (желтый фетр для солнца) ; желтые шерстяные нитки, клей ПВА, кисти, салфетка, клеенка, простой карандаш, картина «Ежиха с ежатами».
4 «Аквариум» (аппликация из бумаги)
Учить детей составлять образы рыбок техникой оригами. Развивать вообра-жение и чувство композиции. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу. 2 Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков, обрезки цветной бумаги.
Апрель
1 «Лебедь»(аппликация из бумаги)
Учить детей выполнять аппликацию из «капелек», выполненные из бумажных полосок. Учить приклеивать «капельки» на изображения лебедя, делая его объёмным. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Уточнить и расширить знания детей о признаках весны и о птице лебедь. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе, Углубить впечатления, связанные с приходом весны. Цветной картон, изображение лебедя, белая бумага, ножницы, клей ПВА.
2 «Ракета»(объёмная аппликация из картона и бумаги)
Учить детей выполнять ракету из картона и бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев рук при наклеи-вании деталей на корпус ракеты. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.
Картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
3 «Пасхальное яйцо»(украшение яйца крупой)
Продолжать учить детей мастерить поделки из крупы. Закрепить умение работы с крупой. Воспитывать усидчивость, аккуратность в выпол-нении работы. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей.
Яйцо, крупа, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА.
4 «Ночной город»(аппликация из ткани)
Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Продолжать учить детей вырезать из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу. Бумага, тонированная серым цветом, свечи, акварель, кисть, баночки с водой, подставки, салфетки
5 «Веточка сирени»(аппликация из крепированной бумаги)
Учить составлять выразительный об-раз ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одина-ковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы. Закрепить способ обрывания и сминания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать бережное отношение к природе, воображение.
Бумага для фона, сиреневая и бумага для цветов, зеленая для листьев, клей ПВА, кисть для клея, салфетки.
Май
1 «Открытка»(аппликация из крепированной бумаги)
Учить выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Крепиров. бумага, степлер, цветная бумага, клей ПВА
2 «Фоторамка для всей семьи»(аппликация из тонированной бумаги)
Закрепление навыков работы с бумагой, развитие интереса к художественной деятельности. Развитие мелкой моторики, координации дви-жений рук, глазомера. Развитие художественного творчества, эстетических чувств. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Тонированная бумага, шаблоны цветов, фигурный дырокол, цветная бумага, клей ПВА, кисти
3 «Бабочка на цветке»(объёмная аппликация из бумаги)
Учить детей создавать из тонирова-нной бумаги объёмный цветок. Закреплять умение делать из бумаги мелкие шарики и приклеивать их на изображение бабочки. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
Тонированныя бумага, крепированная бумага, изображение бабочки, клей, ножницы
4 «Подсолнух» (аппликация из крепированной бумаги)
Учить детей создавать на картоне композицию из крепированной бумаги. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
ист картона, клей, крепиров. бумага.