Альбина Ринатовна
Программа дополнительного образовательного кружка по художественному и ручному труду
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа дополнительного образовательного кружка «Очень умелые ручки» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом основных требований ФГОС ДО.
Публикация «Программа дополнительного образовательного кружка по художественному и ручному труду» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.
Направленность программы : Социально-педагогическая.
Новизна программы «Очень умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Цель: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
Задачи:
образовательные :
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию, доброе отношение к сверстникам.
Возраст детей: 5-6 лет
Сроки реализации: 8 месяцев, с 1 октября по 31 мая.
Форма работы: Очная, групповая.
Режим занятий: 1 раз в неделю, четверг 17.00
Продолжительность: 25 минут.
Ожидаемые результаты программы :
К концу года обучения дети могут:
Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;
Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;
Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью воспитателя продумывать композицию своей работы;
Усваивают способы практической работы с различными материалами;
Развивают мелкую моторику рук;
Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.
Формы подведения итогов: выставки.
Оценочный лист:
1. Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость.
2. Владеет навыками и умениями работы с инструментами.
3. Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза.
4. Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики).
5. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
6. Владеет приемами работы с различными материалами.
7. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
8. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
10. Итог.
Содержание программы :
Учебно-тематический план
№ Месяц Дата Тема ООД
Длительность
Октябрь
1. Октябрь 01.10.2020г
Тема: «У ёжика в гостях»
25мин.
2. Октябрь 08.10.2020г
Тема: «Сорока - белобока» 25мин.
3. Октябрь 15.10.2020г
Тема: Кораблик «Алые паруса»
25мин.
4.
Октябрь 22.10.2020г
Тема: Коллективная работа.
Обрывная аппликация «Осеннее дерево» 25мин.
5. Октябрь 29.10. 2020г Тема: «Животные из шишек»
25 мин.
Ноябрь
1. Ноябрь
05.11. 2020г Тема: «Открытка «Грибок» 25мин.
2. Ноябрь
12.11. 2020г Тема: «Котенок» 25мин.
3.
Ноябрь
19.11. 2020г Тема: «Цветок для мамы» 25мин.
4.
Ноябрь
26 .11. 2020г Тема: «Веселый зоопарк» 25мин.
Декабрь
1.
Декабрь 03. 12. 2020г Тема: Обрывная аппликация «Зимушка-зима» 25мин.
2. Декабрь 10.12. 2020г Тема: «Снежинка» 25мин.
3. Декабрь 17.12. 2020г Тема: «Олень» 25мин.
Январь
1. Январь 14.01.2021г. Тема: «Елочка пожеланий» 25мин.
2. Январь 21.01.2021г. Тема: «Березовая роща» 25мин.
3. Январь
28.01.2021г. Тема: «Волшебный коврик» 25мин.
Февраль
1. Февраль
04.02. 2021г Тема: Оригами «Собака» 25мин.
2.
Февраль 11.02. 2021г Тема: «Флаг России»
25мин.
3. Февраль 18.02. 2021г Тема: «Подарок для папы»
25мин.
4. Февраль 25.02. 2021г Тема: «Овечка»
25мин.
Март
1. Март 11.03. 2021г Тема: «Подарок маме»
25мин.
2. Март 18.03. 2021г Тема: «Куколка из носового платка» 25мин.
3. Март 25.03. 2021г Тема: «Подкова для дома»
25мин.
Апрель
1. Апрель 01.04. 2021г Тема: «Ласточка»
25мин.
2. Апрель 08.04. 2021г Тема: «Национальная
рукавичка» 25мин.
3. Апрель 15.04. 2021г Тема: «Аквариум с рыбками» 25мин.
4. Апрель 22.04. 2021г Тема: Пасхальная открытка «Цыпленок» 25мин.
5. Апрель 25.04. 2020г Тема: Кораблик «Алые паруса» 25 мин.
Май
1. Май 04.05. 2021г Тема: «Цветы»
25мин.
2. Май 11. 05. 2021г Тема: «Бабочка»
25мин.
3. Май 18. 05.2021г Выставка 25мин.
4. Май 25. 05.2021г «Итоговая коллективная работа»
«Сверкающее солнышко» 25мин.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
начало учебного года– 01 октября 2020 года;
окончание учебного года– 31 мая 2021 года.
Количество недель в учебном году: 32
Объё м недельной нагрузки:
общее количество занятий в неделю в группах:
от 5 лет до 6 лет – 1 занятие (продолжительность – 25 мин.);
Формы организации образовательной деятельности :
• ООД (занятия, развлечения, праздники, досуги);
• совместная деятельность воспитателя и ребенка;
Сроки проведения каникул, их начало и окончание:
с 21 декабря 2020 года по 8 января 2021 года;
с 1 по 5 марта 2021 года.
Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов (посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми) :
первичный – со 2 сентября по 13 сентября 2020 года,
итоговый - с 17 по 31 мая 2021 года.
Организационно-педагогические условия:
Кадровые: Гизамова Альбина Ринатовна.
Образование : Среднее профессиональное
Материально - технические: групповое помещение старшей группы № 1
учебное оборудование: стол, доска.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.
Используемый материал для работы с детьми:
Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);
Картон (цветной, белый);
Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);
Фломастеры, маркеры, карандаши;
Дощечки;
Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.);
Клей, пластилин, ножницы;
Линейка;
Кисти;
Степлер;
Дырокол
Демонстрационный материал:
Наглядные пособия;
Иллюстрации;
Фотографии;
Образцы работ;
Художественная литература.
Список использованной литературы
1. Брыкина Е. К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г. ;
2. Гульянц З. К., Базик И. Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г. ;
3. Гульянц З. К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г. ;
4. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
5. Кошелев В. М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»,2002 г. ;
6. Корчинова О. В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/ Д: Феникс, 2002.;
7. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»;
8. Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998., ил. – ( Серия:«Вместе учимся мастерить»).
9. Нагибина М. И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – ( Серия:«Вместе учимся мастерить»).
10. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;
11. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г.