Афонина Валентина Николаевна
Конспект занятия «Песок и его особенности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ ПЕСКА»
Познавательное занятие – эксперимент.
Программное содержание: познакомить детей со составом и свойствами природного и искусственного песка. Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта. Расширять представления о песке, его качествах и особенностях. Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
Публикация «Конспект занятия „Песок и его особенности“» размещена в разделах
Предварительная работа: рассматривание различных различных объектов под лупой, наблюдения за сухой и влажной погодой Рассматривание карты, особо уделяя внимание пустыням. Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий.
Словарная работа: искусственный песок, кроссворд, пустыня «Сахара».
Материалы: образцы песка, 2 стаканчика с водой, поднос, ложечка, лупа, влажные салфетки - на одного ребёнка. камень, песочные часы, карта, декоративная свеча, гимнастические коврики, мешочки с песком, картинки с изображение медуз и морских звёзд.
Воспитатель подзывает детей к себе и объявляет, что к ним на в лабораторию пришли гости. Затем дети приветствуют гостей и воспитатель приглашает детей в лабораторию.
Восп. : сегодня, дети, мы будем проводить опыты и эксперименты с песком и тема нашей работы «Особенности песка». Сегодня старший лаборант Анжела будет мне помогать. (ребёнок подходит в воспитателю) и рассказывает небольшой доклад «Что такое песок?»
Песок – кусочки породы. Песок получается когда распадается камень (показывает камень, под воздействием воды, природных условий, ледников. Существует самое большие залежи песка – это пустыни и морские берега, (показывает на карте.) где обычно расположены пляжи. Если почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, по которой вы не увидете много растений ни в пустыне, ни на пляже. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Также песок используют на производстве, изготовляют песочные часы (показ часов).
ВЫВОД: песок создан природой.
Ещё существует искусственный песок, то есть песок созданный человеком. Он бывает разноцветный и в основном используется для украшений (показ декоративной свечки) и сегодня на занятии мы будем сравнивать свойства природного и искусственного песка.
На подносе кучка искусственного и природного песка, лупа, стаканчики с водой, салфетка.
Воспит: «скажите дети, что у нас лежит на подносах? (дети отвечают). А теперь давайте более внимательно рассмотрим наш песок. Возьмем в руку лупу и посмотрим на природный песок. А теперь скажите мне, из чего он состоит?
Дети: из песчинок, они маленькие и круглые.
Воспит: правильно из песчинок. А теперь давайте рассмотрим под лупой искусственный песок и что мы наблюдаем?
Дети: маленькие камушки.
Воспит: а давайте попробуем взять немного песчинок природного песка, что мы ощущаем между пальцами? (дети отвечают, а теперь искусственного. Что мы чувствуем? (ответы детей.)
ВЫВОД: природный песок состоит из маленьких песчинок, а искусственный песок из маленьких камушек.
2 ОПЫТ.
Воспит: Со вторым опытом мне поможет наш старший лаборант. Надо выяснить есть ли осадок у природного и искусственного песка? Возьмем ложечкой немного природного песка и положим в стаканчик с водой и перемешаем. Что происходит? Правильно, вода стала мутной, не прозрачной. А теперь давайте добавим в стаканчик с водой искусственный песок и размешаем. Что происходит? (ответы детей). Вода осталась прозрачна, не поменяла цвет.
ВЫВОД: воспит делает вывод совместно с детьми. И так, в природном песке есть осадок, а в искусственном осадка нет.
А теперь давайте немного отдохнём и я вас приглашаю на лазурный берег, подышать свежим воздухом и послушать шум волны.
Дети лежат на ковриках на спине образуя круг и подражая лучам солнца звучит спокойная музыка. Воспитатель произносит слова:
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, вдох-выдох, вдох выдох.
Мы слышим шум моря, прибой волны и шелест пены на песке прибрежном.
Волны беседуют с вами, они говорят:
Расслабитесь, успокойтесь и отдохните. Послушайте шум волны. Вдохните чистый воздух моря. Тело расслабляется, грудь руки и ноги отдыхают. Послушайте тишину, вдох – выдох, вдох – выдох. Хорошо нам отдыхать, но пара уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться.
Дети встают и ходят по гимнастическим коврикам, обходя медуз и морских звёзд из пенопласта.
Ну вот немного отдохнули, а теперь нам пора возвращаться в лабораторию.
3 ОПЫТ. НА КЛЕЙКОСТЬ.
А теперь давайте проведём ещё один опыт. В поднос в природным песком ложечкой немного добавим воды и перемешаем. Что происходит (ответ детей)
Дети: песок стал влажным, мокрым.
Воспит: а что произошло с водой?
Дети: она впиталась в песок.
Тоже самое проделаем с искусственным песком.
Дети: вода не впитывается.
Воспит: правильно потому, что вода проходя через природный песок обволакивает песчинки и они между собой склеиваются. А у искусственного песка такого свойства нет.
ВЫВОД: природный песок обладает клейкостью, а искусственный таким свойством не обладает.
А теперь давайте подведём итог нашего экспериментирования в необычной форме. Уважаемые лаборанты, я предлагаю вам отгадать кроссворд. Участники экспериментирования подготовили для вас вопросы – загадки, которые мы должны отгадать.
1. это слово не простое,
помогает оно нам
делать опыты и вывод
и знакомить с чудом нас. (эксперимент)
2 знаешь ты, знаю я
Знают все на свете.
Без неё нам жизни нет
На родной планете.
(вода)
с виду стёклышко простое
а глядишь через него
ручеёк стал речкой долгой,
а точка – целое пятно. (лупа)
4. сухой, сыпучий везде ползучий
А промокнет, вот беда
Не пролезет никуда. (песок)
5. и не тик и не так
И не слышно вовсе
А сколько времени прошло
Мы узнаем точно. (песочные часы)
В конце занятия подведение итогов
Чем занимались?
Что узнали нового?
Что понравилось на занятии?