Екатерина Масина
Кружок «Чудеса оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Чудеса оригами»
2. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы:
по тематической направленности – социально-педагогическая,
по функциональному предназначению – учебно-познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна
Программа «Чудеса оригами» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Публикация «Кружок „Чудеса оригами“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека. Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Отличительные особенности данной дополнительной программы
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Педагогическая целесообразность
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Цель программы
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы
Обучающие:
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость к творчеству.
- Самореализацию, доброе отношение к сверстникам.
Возраст детей
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Сроки реализации
Программа «Чудеса оригами» адаптированная, художественно-эстетической направленности. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей, договора с родителями. Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
Индивидуальная;
Групповая;
Коллективная
Занятия проводятся с детьми 5-6 лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Количество занятий 36.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;
Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;
Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;
Усваивают способы практической работы с различными материалами;
Развивают мелкую моторику рук;
Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью заданий.
Форма подведения итогов
по реализации дополнительной образовательной программы «Чудеса оригами» – открытое занятие для родителей.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название модулей, разделов и тем Кол-во занятий Общее
кол-во часов Кол-во часов (теория) Кол-во часов (практика)
1 Работа с бумагой и картоном 14 350 мин 25 мин 325 мин
2 Работа с бросовым материалом 10 250 мин 25 мин 225 мин
3 Работа с природным материалом 4 100 мин 25 мин 75 мин
4 Работа с пластилином и соленым тестом 4 100 мин 25 мин 75 мин
5 Работа с тканью и нитками 4 100 мин 25 мин 75 мин
Итого: 36занятия 900мин 125мин 775мин
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема Раздел, тема Содержание Форма работы Работа с родителями
«Корзина с фруктами». Работа с природным материалом Продолжать учить детей выполнять поделку способом квиллинга. Совершенствовать умение придавать поделкам сходство с фруктами. Развивать мелкую моторику, фантазию. Групповая Буклеты:
«Как воспитать творческую личность»;
«Букет для Осени».
Работа с природным материалом Формировать умение изготавливать поделки из листьев. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе. Групповая
«Хлеб - всему голова»
Работа с пластилином и соленым тестом Формировать умение работать с соленым тестом. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность. Групповая
«Рыбки в пруду».
Работа с бросовым материалом Продолжать учить детей работать сообща. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Групповая
«Растительный и животный мир нашего края».
Работа с природным материалом Формировать у детей умение работать с природным и бросовым материалом. Совершенствовать знания о природной зоне нашего края. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе.
Групповая «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;
«Матрешка». Работа с пластилином и соленым тестом Закрепить умение детей работать с соленым тестом. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Развивать моторику рук. Групповая
«Птицы у кормушки». Работа с бросовым материалом Продолжать учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Групповая
«Кошка». Работа с тканью и нитками Продолжать учить детей правилам безопасной работы с клеем, нитками, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Групповая
«Древо семьи».
Работа с бумагой и картоном Формировать умение работать с бумагой, салфетками, ватными дисками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы. Групповая Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;
«Подкова». Работа с пластилином и соленым тестом Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Групповая
«Зоопарк».
Работа с бросовым материалом Формировать умение детей работать с разным материалом, планировать свою работу. Закрепить знания о диких животных и птицах. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Групповая
«Зоопарк» продолжение Работа с бросовым материалом Формировать умение детей работать с разным материалом, планировать свою работу. Закрепить знания о животных жарких стран. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Групповая
«Гусеница в груше» Работа с бумагой и картоном Учить сгибать полоску бумаги гармошкой, дополнять композицию другими элементами, вырезать контур предметов, закругляя углы. Групповая Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
«Морозные узоры». Работа с бумагой и картоном Совершенствовать умение выполнять поделку из цветной бумаги способом квиллинга. Развивать чувство цвета и художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Групповая
«Морозные узоры» продолжение. Работа с бумагой и картоном Совершенствовать умение выполнять поделку из цветной бумаги способом квиллинга. Развивать чувство цвета и художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Групповая
«Одежда». Работа с бросовым материалом Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Групповая
«Снежная тундра» Работа с бумагой и картоном Учить создавать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги и ваты. Групповая Индивидуальное консультирование родителей;
«Березовая роща». Работа с бумагой и картоном Формировать у детей умение работать с бумагой и клеем. Закрепить знания о России. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе. Групповая
«Ангелочек». Работа с бумагой и картоном Формировать умение планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы. Групповая
Оригами «Котёнок» Работа с бумагой и картоном Продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями. Групповая
«Светофор» Работа с бумагой и картоном С помощью бумажных выкроек склеить каркас светофора, закреплять умение работать самостоятельно. Групповая Конкурс творческих семейных работ
«Дерево - Валентинка» Работа с бросовым материалом Сделать приятное для родителей ко дню святого Валентина, вырезав с помощью ножниц дерево и украсив его многочисленными сердечками из цветной бумаги, воспитывать желание делать приятное своим близким. Групповая
«Самолет». Работа с бросовым материалом Совершенствовать навыки работы с различным материалом. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность. Групповая
«Открытка для пап». Работа с бумагой и картоном Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. Групповая
«Флаг России» Работа с бросовым материалом Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Групповая Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке;
«Цветок для мамы». Работа с бумагой и картоном Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с бумагой, ножницами, крупами. Продолжать учить создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Групповая
«Пирожное». Работа с пластилином и соленым тестом Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с соленым тестом, пуговицами, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать самостоятельность. Групповая
«Ласточка» Работа с бросовым материалом Формировать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Групповая
«Овечка» Работа с бумагой и картоном Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Групповая
«Весенний ковер» Работа с природным материалом Совершенствовать умение детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию. Групповая Мастер-класс для родителей (изготовление поделок по квиллингу)
«Космос» Работа с бумагой и картоном Совершенствовать умение действовать сообща, выполняя коллективную работу. Формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу. Расширять познавательный интерес к космосу. Воспитывать художественный вкус. Групповая
«Украсим национальное платье» Работа с тканью и нитками Продолжать знакомить детей с национальной одеждой, украшать изделие различными деталями. Групповая
«Подснежник на проталине». Работа с бумагой и картоном Продолжать учить выполнять коллективную работу. Совершенствовать умения и навыки при выполнении основных элементов квиллинга. Продолжать учить передавать характерные особенности строения и окраски подснежников. Воспитывать интерес к живой природе. Групповая
«Открытка для ветеранов» Работа с тканью и нитками Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Групповая Участие в конкурсах различного уровня.
«Бабочка». Работа с бумагой и картоном Формировать умение детей обрывать бумагу на мелкие кусочки. Закрепить знания о насекомых. Продолжать учить передавать характерные особенности строения и окраски бабочек. Воспитывать интерес к живой природе. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность. Групповая
«Закладка для тетради» Работа с тканью и нитками Совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции воспитателя, проявлять творчество, фантазию в украшении закладки
Материал: Белая плотная бумага, нитки. Групповая Создание презентации детских работ на сайт
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Форма организации занятий - беседа, выставка, игра, круглый стол, наблюдение, практическое занятие, презентация, спектакль и др.
Приемы и методы. Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Дидактический материал:
Используемый материал для работы с детьми:
Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);
Картон (цветной, белый);
Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);
Фломастеры, маркеры, карандаши;
Дощечки;
Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.);
Клей, пластилин, ножницы;
Линейка;
Кисти;
Степлер;
Дырокол
Демонстрационный материал:
Наглядные пособия;
Иллюстрации;
Фотографии;
Образцы работ;
Художественная литература
Картотеки:
«Юные волшебники»
Д/и с природным материалом
Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, телевизор, ноутбук, магнитофон, доска, диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.