Татьяна Ничкасова
Кружковая работа в первой младшей группе «Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2022-2023 учебном году воспитанники группы посещали занятия кружка «Пальчик, ручка, язычок». Занятия кружковой работы были организованы и проводились с подгруппами детей во второй половине дня по четвергам каждой недели. Занятия проводились в соответствии с перспективным планом. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей 2-3 лет, в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10, – 10 минут.
Публикация «Кружковая работа в первой младшей группе „Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Цель кружковой работы : Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
Задачи:
обучающие:
1. способствовать обогащению детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их;
2. познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром;
развивающие :
1. продолжить развитие коммуникативных навыков;
2. продолжить развитие фантазии и творческого воображения;
3. продолжить развитие в пальчиковых играх тактильной чувствительности, зрительно – двигательной координации движений, умения соотносить предметы в пространстве;
4. продолжить развитие пространственных отношений;
5. продолжить развитие умения подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность;
воспитательные:
1. Привить детям любовь к художественному слову и к окружающему миру;
2. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности;
3. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка.
Кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок», объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть кружка – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Педагогами при проведении кружковых занятий использовали следующие методы и приё мы:
1. Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
2. Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними.
3. Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, предлагается выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь.
4. Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Итоговый мониторинг показал, что к концу учебного года воспитанники научились:
устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах;
понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи;
проявлять нравственное отношение к окружающему миру, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
применять в играх пальчиковый театр;
ориентироваться в понятиях «большой», «маленький», «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;
у детей значительно улучшилось проявление познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
продолжиться развитие умственных способностей и речи, а развитие движений пальцев подготовило почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка.
В результате реализации программы кружка обогатилась предметно-пространственная среда группы. Воспитателями совместно с родителями подготовили:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями и прищепками;
-наборы геометрических фигур,
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики»,
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, пшено, горох, рис,
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок,
-игры со шнуром,
-бусины и т. д.