Мария Бойко
Консультация для родителей «Развитие моторики — укрепление здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышать мастерство родителей по вопросу охраны и укрепления здоровья детей.
Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы, мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, считать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение, развитие моторики, что способствует укреплению здоровья.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие моторики — укрепление здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни. Двигательный дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит к обменным нарушениям и избыточному отложению жира, как следствие всего частые простуды, вялость, раздражительность.
Движение – это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.
Самый первый жизненный опыт маленького человека связан с движениями его глаз, рук, языка, перемещением в пространстве. И первым проявлением смелости, решительности, своими первыми жизненными бедами ребенок тоже обязан движению. Помнить об этом должен любящий детей взрослый. Упущенное в детстве невосполнимо. Вместе с ростом ребенка закрепляются недостатки его физического развития, если не следовать известному в медицине «энергетическому правилу двигательной активности». Ученые утверждают, что в результате движений происходит не трата, а приобретение массы тела. Как полагают философы «в здоровом теле – здоровый дух». Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые – родители – возьмут себе в помощники движение.
Рассматривая тему «Развитие моторики – укрепление здоровья» следует выделить несколько направлений:
гимнастика для пальцев (в помощь развитию речи);
гимнастика для ног (для выработки правильной походки, предупреждение плоскостопия);
дыхательная гимнастика (дыши правильно во время движения);
самомассаж: поглаживание, растирание, разминание.
Гимнастика для пальцев
Движения рук, в частности упражнения для пальцев, являются хорошим стимулом не только для своевременно возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивании пуговиц, завязывании шнурков и т. д. По мнению известного философа Канта, «рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Постарайтесь, как можно чаще использовать в играх с детьми пальчиковую гимнастику.
«Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
(согнуть пальчики в кулачок, затем поочередно разгибать их,
начиная с большого).
«Замок».
На опушке дом стоит,
(делают двумя руками крышу над головой)
На двери замок висит.
(пальцы рук складывают в замок)
За дверями стол стоит
(ладошку ставят на кулачок)
Тук – тук дверь открой
(стучат кулачком о ладошку)
Заходите я не злой
(разводят руки в стороны).
«Сороконожки».
Любят бегать по дорожке
Босиком сороконожки.
(пальцами рук бегают по ножкам вверх, вниз)
Удивился носорог
Для чего вам столько ног
(поднимают плечики вверх руки вниз)
Чтобы бегать по дорожке
Босиком сороконожке.
(бегают пальчиками вверх, вниз по ногам).
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок)
Потянули.
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Покрутили.
(движение сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали.
(пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли.
(размыкают пальцы рук)
Малышам трех и четырехлетнего возраста игры на развитие моторики рук проводятся доступно их возрасту. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольшей эффект от упражнений. Чем еще можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость, продолжать формирование мелкой моторики:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пластилин;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;
- кистями рук делать «Фонарики»;
- нанизывать пуговицы, бусы, шарики на нитку;
- шнуровка: игры «Веселые шнурки», «Что где растет?» и т. п.
Гимнастика для ног
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются и в специальных упражнениях для выработки правильной походки. Неповоротливая неправильная походка – это скверные ноги, плохие ступни, деформированный позвоночник в дальнейшем и как закономерный итог – множество заболеваний. Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стоп, пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком, по неровным поверхностям: по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде.
В целях профилактики и развития моторики ног рекомендуются следующие упражнения:
ходьба, на месте не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки;
ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку;
ходьба с разным положением стоп – на внешней или внутренней стороне;
ходьба по толстому шнуру или гимнастической палке;
ходьба с перекатом с пятки на носок, туловище держать прямо;
катать палку вперед-назад;
подняться на носки и выполнять приседание, держась за опору;
из положения, сидя, упор руками сзади:
- захватывать пальцами ног предметы (палочки, шарики, шнур, платок);
- захватывать внутренними сводами стоп предмет покрупнее – кеглю, мяч, подтянуть его к себе, катать резиновые маленькие мячи с шипами;
- учимся прыгать в высоту, длину, опорные прыжки;
- «попробуй, проползи»;
- «школа веселого мяча»;
- игра «Классики».
Дыши правильно
Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос дыхания детей. Дело в том, что не только малыши, но и многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, открытый рот. Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития.
При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется и сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух.
При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через две ноздри, а поочередно. Затем предложить упражнения:
«Дуем на одуванчик».
Сжать руку в кулачок – это одуванчик, подуть на
одуванчик, произнося шепотом «ф», и разжать пальцы,
одуванчик облетел; потом носом или каждой ноздрей.
«Задуем свечу»
Представить горящую свечу в руке, затем предложить
потушить свечу: задуваем сначала ртом, произнося шепотом
«х», затем носом.
«Пускаем мыльные пузыри»
Хорошее и веселое упражнение для развития дыхания.
«Понюхаем цветок»
Возьмите картинку, где нарисован цветок. Предложите ребенку понюхать цветок, представить, что он живой. Почувствовать его запах. Через нос вдыхаем воздух, а через рот выдыхаем.
Во время прогулок хорошо ребенку предложить медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом: нюхаем воздух. Особенно полезно научиться так, дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.
Самомассаж
Массаж – один из методов физического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль, способствует умственному, речевому и физическому развитию ребенка.
Массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание.
Поглаживание – с него начинается массаж, и заканчивается. Поглаживание выполняется ладонью или пальцами: «Лучи солнца»
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Г. Виеру
(поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это лучи солнца).
Растирание выполняется энергичнее поглаживания: подушечками пальцев, основанием ладони, ребром ладони.
Например: игра «Карусель».
Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
(потирать ладошки рук)
Разминание – способ сдавливания, захватывания, оттягивания ткани одной или двумя руками одновременно.
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
«Улитка»
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
«Гуси, гуси!»
Гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Так летите же домой.
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
(захватывание пощипывание ладони руки).
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких функций как внимание, память, зрительно – моторной координации, а также речевое развитие.
Активный, веселый, с хорошим настроением – здоровый ребенок. У него отличный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет достаточно быстро сосредоточиться, и минут 20 будет работать внимательно, без отвлечений. Он не хлюпает, дышит носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, головную боль.
Чем больше внимания уделяется развитию движений дома, в детском саду, привлечение детей к спортивным играм, упражнениям - можно с уверенностью сказать «ребенок будет расти здоровым, крепким и развитым».