Саглар Чимидова
Кружковая работа по художественно — эстетическому развитию «Волшебная ниточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа по художественно – эстетическому развитию
«Волшебная ниточка» в средней группе
Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебная ниточка» разработана для детей 4- 5 лет. С учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей данного возраста.
Публикация «Кружковая работа по художественно — эстетическому развитию „Волшебная ниточка“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая с детьми дошкольного возраста, хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. В кружке «Волшебная ниточка» предоставлен один из новых способов совершенствования пальчиковой моторики детей – это метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.
Метод «ниткография», «ниткопись», позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести. Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия.
Цель программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей методом ниткографии.
Задачи программы:
- познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностями, и приемами использование в работе;
- совершенствовать зрительное восприятие детей;
- учить детей рисовать, подбирая цвета и создавать рисунки с помощью разнообразных по составу нитей;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений;
- подготавливать руку ребенка к письму.
- воспитывать трудолюбие, терпение.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы:
- традиционные;
- комбинированные и практические занятия.
Методы организации занятий:
- Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- Практический (выполнение работ по инструкции воспитателя).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- Фронтальный – одновременная работа со всеми;
- Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- Групповой – организация работы в группах;
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития овладения детьми навыками ниткографии.
Информационный материал, небольшой по объему,дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.
Программа «Ниткография» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Характеристика ожидаемых результатов.
Должны иметь представление:
- Что такое ниткография;
- Историю возникновения ниткографии;
- Основные приемы работы;
- Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;
Должны уметь:
- Подбирать нити нужного цвета;
- Пользоваться ножницами:
- Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
- Анализировать образец, анализировать свою работу;
- Составлять композицию на листе бумаги;
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
Должны овладеть навыками:
- Выкладывание с помощью шерстяной нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.
Программа составлена для детей 4-5лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Занятия проводятся 4 раза в месяц в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 20 - 25 минут. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Каждое занятие включает, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку.
Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.
Формы контроля реализации программы:
- Входной (опрос, тесты)
- Промежуточный (выставка работ воспитанников)
- Итоговый (итоговая выставка)
План работы кружка
Сентябрь
№ Тема занятия Цели занятия Оборудование
1. Знакомство детей с техникой рисования «ниткопись». Познакомить детей с техникой рисования ниткопись; рассмотреть многообразие работ с использованием этой текники. Иллюстрации, альбомы, поделки.
2. Знакомство детей с техникой рисования «ниткография» Познакомить детей с техникой рисования ниткография; рассмотреть многообразие работ с использованием этой техники. Иллюстрации, альбомы, поделки.
3. Знакомство с приёмом «жгутики». Учить детей скручивать нить в жгутики и наклеивать их на лист бумаги. Нити, клей, ножницы, клеёночка, лист бумаги, кисть, салфетка.
4. Знакомство с приёмом «шарики» Учить детей скатывать нити в шарики и наклеивать их на лист бумаги. Нити, клей, ножницы, клеёночка, лист бумаги, кисть, салфетка.
5. Знакомство с приёмом «ломтики» Учить детей сворачивать в ломтики и наклеивать их на лист бумаги. Нити, клей, ножницы, клеёночка, лист бумаги, кисть, салфетка.
6. Знакомство с приёмом «пучки» Учить детей сворачивать в пучки и наклеивать их на лист бумаги. Нити, клей, ножницы, клеёночка, лист бумаги, кисть, салфетка.
7. «Первые шаги в творчестве». Совершенствовать умение использовать в своей работе все перечисленные ранее приёмы. Воспитывать аккуратность в работе. Нити, клей, ножницы, клеёночка, лист бумаги, кисть, салфетки.
Октябрь.
№
п/п Тема занятия Цели занятия Оборудование
1. «Дары лета. Фрукты» Познакомить детей с разнообразием нитей по структуре и цвету; учить принципам работы с нитью; вспомнить какие бывают фрукты, их цвет и форму. Учить подбирать необходимые цвета нитей для работы. Нити разные по составу, толщине, цвету; бесцветные предметные картинки фруктов из книжек-раскрасок; клей, кисточки, салфетки, ножницы.
2. Составление коллективного
Натюрморта «Фруктовая фантазия» Совершенствовать умения детей создавать коллективную композицию на основе полученных умений и навыков. Формировать чувство вкуса. Нити разные по составу, толщине, цвету; бесцветные предметные картинки фруктов из книжек-раскрасок; клей, кисточки, салфетки, ножницы
3. «Дары лета. Овощи» Повторить какие овощи знают дети, чем они отличаются от фруктов. Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость. Разнообразные нити, клей, кисточки, картинки с изображением контуров овощей, салфетки, цветные картинки овощей, ножницы.
4. «Дары лета. Ягоды» Развивать умение отгадывать загадки, повторить название ягод. Повторить по картинкам какого цвета они бывают. Учить правилам аккуратного наклеивания и подбора нитей. Разноцветные нити, цветные картинки ягод, картинки с изображением контуров ягод, клей, кисточки.
Ноябрь.
№
п/п Тема занятия Цели занятия Оборудование
1. «Светофор» Продолжать учить детей наносить клей по всей поверхности для того чтобы детали хорошо приклеивались. Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность. Иллюстрации с изображением рябины, картон, клей, нити, салфетки, кисточки, ножницы.
2. «Зонтик» Продолжать учить детей создавать изображение (зонтик) не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Картон для основы, нити, клей, кисточки, салфетки, образцы работы, картинки с изображением зонтиков, детские зонтики разного цвета.
3. «Осеннее дерево» Продолжать учить детей наклеивать нити скрученные жгутиками на листе бумаги. Воспитывать желание помогать товарищам которые затрудняются выполнить то или иное действие. Иллюстрации осенних деревьев, картон, нити, клей, кисточки, ножницы, салфетки.
4. «Осенний пейзаж» Уточнить знания детей о пейзаже. Учить составлять пейзаж на основе ранее выполненных работ. Учить получать эмоциональный настрой от проделанной работы. Картины с изображением пейзажа, картон, ранее выполненные работы детей, клей, кисточки, ножницы, салфетки.
Декабрь.
№
п/п Тема занятия Цели занятия Оборудование
1 «Зайцы на полянке» Учить детей создавать весёлую композицию на основе способа «пучки». Воспитывать аккуратность в работе с ножницами. Образец работы, ножницы, клей, картон, нитки, салфетки, кисточки.
2. «Следы на снегу» Совершенствовать умение детей в данном виде деятельности, а в частности, скручивании нити в пучки и аккуратном их наклеивании. Нити, ножницы, картон, клей, салфетки. Фотографии и картинки с изображением разных следов.
3-4. «Праздничное дерево» Уточнить знания детей о деревьях. Рисовать ёлку способом ниткопись. Использовать свою фантазию для оформления своей работы. Нити разного цвета, картон для основы, ножницы, клей, кисточка.
Январь.
№
п/п Тема занятия Цели занятия Оборудование
1. «Снеговик» Продолжать учить детей использовать в работе приёмы ниткописи в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ лепки снеговика. Воспитывать интерес к неживой природе. Нити разного цвета и качества, картон, клей, кисточки, салфетки, ножницы, картинки с изображением снеговика.
2. «Лыжник» Совершенствовать умение изображать лыжника с помощью ниткописи. Уметь использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания. Картинки с изображением людей на лыжах, картон, нити, клей, ножницы, кисточки.
3-4. «Катание с горы» Расширить знания детей о зимних забавах, умение создавать образ человека путём скручивания ниток в шарики и жгутики. Воплощать в работе индивидуальность. Разнообразные нити, клей, основа для работы, ножницы, кисти, салфетки.
Февраль
№
п/п Тема занятия
1. «Сугробы» Познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года. Продолжать обучать данной технике рисования. Нити, ножницы, клей, кисточки, салфетки, иллюстрации зимы.
2-3. «Подарок для папы» Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Закреплять умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. Цветной картон, нити разного цвета, ножницы, клей, салфетки, клеёночки.
4. «Зимняя фантазия» Учить создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ. Учить составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Правильно держать ножницы при вырезывании деталей (изображений) для создания сюжета. Ножницы, работы выполненные ранее, клей, салфетки, кисточки.
Март
№
п/п Тема занятия Цели занятия Оборудование
1-2. «Ваза с мимозой» В процессе бесед выяснить, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет ваза с мимозой. Продолжать учить детей технике выполнения способом (ниткопись). Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Цветной картон для фона, нитки зелёного и желтого цвета, клей, ножницы, кисточки, салфетки. Иллюстрации с изображением мимозы.
3. «Снегири» Уточнить знания детей о зимующих птицах. Учить составлять цветовую композицию по теме. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Разноцветные нити, ножницы, клей, кисточки, салфетки, картон для основы.
4. «Домик» Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место. Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы.
Апрель.
№
п/п Тема занятия Цели занятия Оборудование
1. «Пушистые облака» Учить при выполнении задания не выходить за контурную линию, аккуратно наклеивать пучки на изображение. Картон для осно-вы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. Изображения разнообразных облаков.
2. «Подснежник» Уточнить знания о первоцветах и умение создавать образ. Приобщать детей к миру искусства используя способ деятельности ниткопись. Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы, иллюстрации по теме.
4. «Весенние цветы» Расширить знания детей о цветах. Продолжать учить правильно пользоваться техникой рисования, наклеивать и приклеивать ломтики видоизменёнными формами изгибание. Воспитывать заботливое отношение к природе. Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы, иллюстрации по теме
№
п/п Тема занятия Цели занятия Оборудование
1. «Бабочки» Расширить знания детей о их разнообразной окраске. Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место. Картинка различных бабочек, картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы
2-3. «Божья коровка» Вспомнить и рассмотреть как выглядит этот житель водоемов. Продолжить учить правильно использовать техники наклеивания и резания нитей. Развивать творчество и фантазию детей Картинка улитки, картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы
4. «В зелёной траве ромашки» Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место. Развивать умение составлять композицию, подбирать цвета. Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. Иллюстрации поляны с цветами.
Список литературы
Программа «Ниткография» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов:
1. Н. В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
2. О. А. Новиковская Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб. : Паритет, 2008.
3. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2
4. О. А. Новиковская Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб. : Паритет, 2008.