Ксения Косых
«Волшебная ниточка». Мастер-класс для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»
Мастер – класс для воспитателей «Волшебная ниточка»
Воспитатель : Косых Ксения Сергеевна
Г. Хабаровск, 2018
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество.
Задачи:
- Познакомить воспитателей с техниками «ниткография»;
- показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками, учить выкладывать аппликацию из пряжи;
Публикация «„Волшебная ниточка“, Мастер-класс для воспитателей» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей при изготовлении поделки из ниток.
Оборудование: шерстяные нитки разных цветов;
ножницы, готовые шаблоны рисунков;
основа (бархатная бумага, наклеенная на плотный картон, цветной картон;
клей ПВА, кисточки;
счётные палочки и зубочистки;
салфетки, карандаши;
работы выполненные руками детей.
Теоретическая часть:
Добрый день коллеги! Рада приветствовать вас на своём мастер классе. В своей практике я длительное время применяю с детьми различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Сегодня, на своём мастер – классе, который я назвала «Волшебная ниточка», я хочу поделиться с вами техникой - НИТКОГРАФИЯ, которую обширно использую в собственной работе.
Ниткография - это выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" разными ниточками (шерстяными, акриловыми, мулине и другими.)
Корни ниткографии можно обнаружить у индейский народа уичоли, который проживал в древние времена в Мексике. Они изготавливали своеобразные картины из пряжи. Традиционно картины представляли собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно поверьям, дощечки с такими картинами являлись проводниками в мир духов.
Рисунки, выполненные толстой нитью, кажутся объемными и как будто "живыми". Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию, развивается воображение. Конечно, такая работа требует усидчивости и кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити. Формируется плавность, ритмичность и точность движений, рука ребенка подготавливается к письму – развивается мелкая моторика пальцев рук.
Эта техника очень нравится моим воспитанникам, мы часто используем ниточки на различных занятиях. Делаем разные аппликации, игрушки, открытки к праздникам и берем, как дополнение к основным занятиям (например выкладываем цифры и геометрические фигуры на занятиях по познавательному развитию (математике, буквы на речевом развитии (обучении грамоте) или используем в конце занятия как рефлексию (рисуем нитью улыбающееся или грустное лицо). Рисовать нитками можно по-разному. Например, для малышей 3-4 лет, самый простой способ - рисование на бархатной бумаге. Так, как бархатная бумага ворсистая, ниточки отлично на ней крепятся и клей не нужен, а так же будет легко подправить рисунок, если что-то не так выходит. Для малышей занятие будет более увлекательным, если их сочетать со сказкой, попросить изобразить героев сказки или предметы из неё.
Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста можно дать для занятий не нитку, а шнурок (важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.
Для детей постарше можно предложить аппликацию из пряжи. Суть этого метода заключается в том, что на определённой основе или фоне располагается мелко-нарезанная масса ниток. Вся композиция выполняется с помощью клея.
Сюжеты таких аппликаций могут быть разнообразными: целые композиции или отдельные предметы.
Для создания плоских картин следует использовать нитки одинаковой толщины, для рельефных работ – разной толщины. Замечательные эффекты могут дать «мохнатые» и «кудрявые» нити
Практическая часть:
Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге
Для работы нам понадобятся: шерстяные нитки разных цветов, ножницы, основа (бархатная бумага, наклеенная на плотный картон)
Малышам можно предложить «нарисовать» героев сказок, они сами смогут выложить колобка, яйцо, домик и т. д. Детям постарше можно предложить нарисовать картину по представлению или скопировать, например картинку по образцу. Выкладывать нить следует на листе бархатной бумаги, немного прижимая ее по всей длине.
Я предлагаю вам выложить вместе со мной домик.
1. Возьмём плотную шерстяную нить, любого (какой вам больше понравится) цвета и бархатную основу
2. Плотно прижимая нить к основе, создаём контур изображения домика, протягивая нить нужной длинны по листу и обрезаем ее там, где требует наш рисунок
3. По желанию домик можно украсить трубой, окошечками, так же отрезая ниточку нужной длинны и выкладывая ей рисунок
Домик готов. Благодаря бархатной основе нитка плотно держится на листе и без использования клея.
Рисование нитью
В технике ниткографии можно выполнить любой рисунок: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр и т. д.
Для работы нам понадобятся: клубочки толстых шерстяных ниток разных цветов, ножницы, цветной картон, карандаш, клей ПВА, кисточки, зубочистки.
1. Рисунок выполняется карандашом легкими линиями. В целях экономии времени, сегодня я вам раздам готовые заготовки рисунков (распечатанные, вырезанные и приклеенные к картону рисунки растений и животных)
2. Далее необходимо нанести клей по контуру изображения. Для размазывания клея тонким слоем можно использовать зубочистку. Затем берем нитку и начинаем приклеивать ее на еще влажный контур с клеем, соблюдая изгибы линии контура. прижимая и постепенно раскладывая по рисунку. Со временем можно заполнять нитями серединки элементов рисунка. Зубочистки понадобятся, чтобы поправлять нити, укладывать их плотно друг к другу. Обрезать нить следует только в том месте, где необходим резкий невозможный поворот или другой цвет нитки.
3. После окончания работы над одной деталью, приступаем к следующей. Мажем клеем центр и прикладываем нитку, закрепляем её при помощи обратной стороны кисточки. Нитку можно клеить в любом направлении (сверху- вниз, снизу- вверх, по кругу, как вам подскажет фантазия. Заполняем ниткой всю фигуру до конца.
4. Оставляем работу до полного высыхания клея.
Литература:
1. В. С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок»,
Ярославль, Академия развития, 2000
2. Н. В. Гультяева Ниткография «Солнечная система»,
«Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
3. А. Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия
развития, 2001
4. А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми
дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.
5. О. А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой
моторики и речи (от 3 до 7 лет)» Издательство: Паритет, 2008 г.
6. В. Хазнбанк, Э. Хёниш «Сделай сам» издательство Фольк унд Биссен, Берлин, 1990