Эльвира Латыпова
Круглый стол для воспитателей по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Ход круглого стола:
Приглашаю вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь педагогам детских садов активизировать свою деятельность; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности по теме: «Развития и принципы экологической культуры детей дошкольного возраста».
Публикация «Круглый стол для воспитателей по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.
Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой.
Проблемы экологии в нашей стране.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.
1. Скажите, коллеги, как вы думаете? Что же такое экологическое воспитание?
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.
2. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Определите задачи экологического воспитания.
Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
4. Назовите формы работы по экологическому воспитанию и совместную деятельность воспитателя, и детей.
Организованные:
Образовательная деятельность
экскурсии (в парк, на луг, водоем);
наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
Совместная деятельность:
наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
целевые прогулки на природе;
чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,
рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона;
рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы;
сбор коллекций, семян, камней, листьев;
экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»);
опыты, игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
5. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.
А. С. Пушкин, В. Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.
6. Формы взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию.
Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др., оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе, беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца, совместные с родителями акции, фотовыставки.
7. Принципы экологического воспитания дошкольников
НАУЧНОСТЬ
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К. Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой - не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.
Авторы «Основ дошкольной педагогики» отмечают, что «в настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности не только школьных, но и дошкольных знаний». Естественно, речь не идет о необходимости формирования у дошкольников системы научных понятий. Однако, как подчеркивается в монографии, «создать предпосылки такого формирования, которые будут реализованы в школе, уже можно и у детей дошкольного возраста». В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение, так как многие работники дошкольных учреждений не обладают современными экологическими знаниями. В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения. Ребенок приходит в первый класс уже со сформированными неточными естественно-научными представлениями.
Итак, у ребенка можно и нужно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать только научно достоверную информацию. На практике же этот принцип зачастую нарушается.
Опыт показывает, что большинство детей этого возраста с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они черпают из рекламы, мультфильмов. Так, опросы детей старших групп показали, что 94% детей утверждали, что еж питается яблоками, грибами, орехами, 5% затруднились с ответом, правильный ответ дал 1% детей. Зачастую искаженные знания дети получают из литературы. Так, устоявшееся представление и воспитателей, и ребят о том, что еж является вегетарианцем, почерпнуто в основном из детской литературы и мультфильмов (на самом деле еж - типичный представитель группы насекомоядных, хотя в неволе может съесть и кусочек морковки). Некоторые воспитатели и даже авторы развивающих игр, ставящие перед собой цель познакомить детей с классификацией живых организмов, делят их на птиц, животных, насекомых, рыб и т. п. (на самом деле животные - это обобщающее понятие для всех указанных групп, а дождевых червей, пауков причисляют к насекомым. Зачастую и классификация растений производится педагогами на совершенно разной основе: растения делятся на «деревья, кусты, цветы, травы, ягоды». Нередко к растениям относят и грибы. И таких примеров много. Иногда в текстах сложные научные термины совмещаются с рассуждениями на бытовом уровне, причем многие термины экологии трактуются неточно. Конечно, все это нельзя ставить в вину воспитателям, которые не могут знать все научные тонкости, дело не в этом. Проблема состоит в том, что такие околонаучные представления распространяются в качестве методических рекомендаций и воспроизводятся другими воспитателями и детьми.
ДОСТУПНОСТЬ
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить детей с абстрактной и мало понятной для них информацией, например, с такой: «…за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200кг кислорода». Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
Таким образом, из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т. д.
ГУМАНИСТИЧНОСТЬ
Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Реализация принципа гуманистичности особенно хорошо прослеживается, в частности, в программах эколого-валеологического направления.
Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему у нас в стране пока еще уделяется крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете, благоговение перед всеми ее проявлениями.
Принцип гуманистичности применим и к отбору методики экологического образования дошкольников. Он подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Этот момент особо важен для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении с педагогом.
ПРОГНОСТИЧНОСТЬ
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность ограничивается воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОСТЬ
Деятельностный подход - основа экологического образования дошкольника. Именно поэтому программа подразумевает организацию в дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность - своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой - в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок - окружающая среда». Так, Г. А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование - это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни… Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».
Принцип деятельностности в отношениях «ребенок - природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т. п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.
ИНТЕГРАЦИЯ
В настоящее время данный принцип активно реализуется в школьном экологическом образовании и менее активно - в дошкольном. Важность этого принципа и на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегративным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Наиболее ярко принцип целостности в экологическом образовании отражает холистический подход.
КОНСТРУКТИВИЗМ
Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести факты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
В настоящее время специальная литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат чрезмерно негативную информацию. Распространено представление о том, что, чем страшнее, эмоциональнее будет подана информация, тем эффективнее окажется результат. Пятилетним детям рассказывают о кислотных дождях, которые «отравили землю», об «отравленном воздухе», «воде, которую невозможно пить».Особенно это характерно для рассмотрения темы об исчезнувших, редких животных, растениях, которые «умирают, погибают» и которых человек должен спасти. Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как люди могут спасти «умирающую землю» и т. д. Другие авторы объясняют детям, как «вместе с дымом вредные вещества из заводских труб поднимаются в небо и с дождем проливаются на землю, обжигая ветки и корни деревьев». Вряд ли эффективным результатом такого подхода в обучении можно считать тот факт, что «дети даже лучше взрослых связывают слово «экология» с понятием «тревога». Задачи экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» - вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира.
Результат тревожного подхода хорошо прослеживается и в ряде рисунков, создаваемых как детьми, так и воспитателями для детей. Так, на выставках можно увидеть детские рисунки, плакаты, на которых природа, будущее людей изображаются исключительно в темных, мрачных тонах, а надписи пестрят словами «тревога, умирают, просят о пощаде, экологическая катастрофа» и т. п. Вряд ли такой агитационный материал окажет положительное воздействие на детей, скорее, он их испугает, вызовет неприятие экологических проблем.
Одна из задач экологического воспитания - сформировать положительное отношение к экологии, к окружающему миру. Изобилие отрицательных фактов, изложенных к тому же эмоционально негативно, производит на ребенка сильное отрицательное впечатление и может привести к развитию неврозов, появлению страхов.
СИСТЕМНОСТЬ
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях элементы экологических знаний даются от случая к случаю, они не связаны между собой. Однако, как известно, «наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-то отдельных знаний и умений, а, во-первых, определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области деятельности, и, во-вторых, общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний… Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный». В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики, разработанной под руководством А. В. Запорожца, актуальны и для экологического образования.
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
Как и дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разнообразные представления о животных, растениях, и в меньшей степени - о неживой природе. Так, в ответах дошкольников 5-6 лет на вопрос «Что ты представляешь себе при слове «природа?»» чаще всего присутствовали объекты живой природы. Объекты неживой природы упоминались крайне редко. В ряде ответов присутствовал эмоциональный компонент (это чудеса, красиво, любовь). В то же время некоторые дети ответили «не знаю», «ничего не представляю».
Принцип системности должен реализовываться через проблемный подход (с этой позиции он тесно связан с принципами интеграции, целостности).
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Принципиальная особенность системы экологического образования - это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней системы непрерывного экологического образования : детский сад - школа - ВУЗ - повышение квалификации специалистов - население. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов. С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повышения квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи: «детский сад - начальная школа», составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.
Теперь я попрошу вас,положить фишку красного цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, фишку синего цвета – если нет.
• Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
• Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
• Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.
• Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с ОД по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
• Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
• На вашем участке имеются кормушки.
• Вы с детьми летом собирали корм для птиц.
• На вашем участке есть скворечник.
• Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
• В группе есть библиотечка книг о природе.
• Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
• В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.
Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах… Это положительные результаты в нашей работе. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Благодарю всех за участие!