Надежда Котлярова
Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.
Публикация «Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель использования данной технологии: развитие основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) у старших дошкольников.
Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях (ознакомление с природой и социальным миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, основы безопасного поведения, так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др., которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/ И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные», «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.
На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Современными психолого-педагогическими исследованиями
установлено, что мышление и речь взаимозависимы. Проблема развития речи и познавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, е самостоятельности и инициативности.
Детский возраст—период бурной речевой деятельности. Поэтому
каждое занятие по пособию «Круги Луллия»—это игра, по существу,
творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Радость ребнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил,
дат возможность полнее раскрыться творческим способностям. Свое
общение с детьми строю так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.