Ирина Десятникова
Кольца Луллия как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №105 «ДЕТСТВО» ГОРОДА ПЕНЗЫ
Кольца Луллия, как средство формирования представлений
об окружающем мире
у детей младшего дошкольного возраста
Подготовил:
воспитатель МБДОУ детского сада № 105
«Детство» города Пензы
Десятникова Ирина Алексеевна
Пенза, 2018 год
Публикация «Кольца Луллия как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В период младшего дошкольного возраста у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие связи и закономерности в явлениях окружающей действительности.
Для успешного формирования первичных представлений об окружающем мире у детей, необходимо в повседневной жизни в детском саду развивать интерес к познанию через положительное эмоциональное воздействие. Положительные эмоции у детей вызывает игра.
Поэтому в качестве одного из средств формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать Кольца Луллия.
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать в разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Существует несколько вариантов изготовления игры. В том, что использую я, сохраняется принцип колец.
Здесь картонные кольца (круги) насаживаются друг на друга, крепко скрепляются между собой. Верхний круг по диаметру меньше нижнего на 3-4 см. Количество кругов может варьироваться: для детей младшего дошкольного возраста будет достаточно 2х колец. Круги разделены на секторы, внутри которых расположено изображение какого-либо объекта.
Для изготовления второго варианта пособия, берется картонная коробка, внутри устанавливается два основания для колец (шурупы). В крышке вырезается окошко в форме ромба, чтобы было видно совмещенные картинки.
На основания устанавливаются кольца с тематическими изображениями. Диаметр двух колец должен быть больше ширины коробки, чтобы круги можно было вращать сбоку.
Игры с кольцами Луллия можно разделить на 3 типа:
- подбор пары (картинка первого кольца должна соответствовать картинке второго кольца);
- игры с элементом случайности (любая картинка первого кольца подойдет к любой картинке второго кольца);
- развитие воображения (кольца как для первого типа игр, но после раскручивания обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация).
Играя, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
Для формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста, я предлагаю следующие варианты игр с кольцами Луллия : «Когда это бывает?», «Где чей ребенок?», «Где что растет?», «Птицы, звери, рыбы», «Для чего это нужно?», «Где чей дом?» «Из чего это сделано?», «Кому что?», «Кто что ест?» и многие другие.
Данное игровое пособие помогает формировать и закреплять у дошкольников представления об окружающем мире; обогащать словарный запас детей; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Я думаю, что кольца Луллия помогают нам в реализации данной задачи. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.