Ольга Якута
Кроссворд как игровой элемент на учебных занятиях по растениеводству
▼ Скачать + Заказать документы
Кроссворды по своей сущности являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания, повышения грамотности. Основная задача этой игры – вспомнить знакомые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект [1-6].
Применение игровых разновидностей учебных занятий, в корне отличающихся от классического образца, таких как кроссворды, способствует повышению работоспособности учащихся, активизирует умственную деятельность, стимулирует сознательный поиск в изучаемой области [5, 6].
Публикация «Кроссворд как игровой элемент на учебных занятиях по растениеводству» размещена в разделах
Для применения на занятиях кроссворд может быть составлен как обучающий (по параграфу или страницам, обобщающий (после изучения очередной темы, раздела) и итоговый (для комплексной проверки изученного). При этом заданиякроссвордов должны соответствовать содержанию базовой программы, обладать простотой и краткостью формулировки вопросов, одинаковое количество заданий при нескольких вариантах кроссвордов поодномуитомужематериалу [4]. Также кроссворд можно рассматривать как тренировочное средство для развития мышления, осуществления дифференцированного подхода к обучению учащихся путем создания заданий разного уровня сложности, так и постановкой выполняемых задач.
Растениеводство – агрономическая наука, которая не всем дается легко. Проблема заинтересованности учащихся в изучении данной дисциплины была и остаётся актуальной.
Анализ педагогической литературы показал, что существует очень мало игровых разработок для изучения дисциплины «Растениеводство», позволяющих одновременно мотивировать учебную деятельность учащихся и проводить контроль восприятия учебного материала. Чтобы разнообразить процесс обучения данной науке был использован элемент игры в виде кроссвордов, что позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, учит работать с учебными пособиями, действует как успокаивающее средство.
Новизной моей работы является использование кроссвордов на учебных занятиях как средство мотивации к изучению тем, так и для закрепления полученных знаний.
Учебный материал по дисциплине насыщен терминами, определениями, названиями препаратов для борьбы с вредными объектами, марками разной сельскохозяйственной техники и т. д. Поэтому кроссворды используются при обучении с целью расширения кругозора обучающихся, установления логических связей между изучаемыми явлениями, запоминания названий препаратов, техники, контроля знаний для повышения понимания изучаемых понятий.
Составляемые кроссворды содержат игровую (разгадывание кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи. Учебная задача ставится перед учащимися не явно, а через содержание игры.
Кроссворд – это своеобразная самопроверка учащихся. При их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями. Кроссворды способствуют развитию поисково-творческих способностей применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретённых сведениях.
Кроссворд используется на разных этапах учебного занятия. Например, на этапе проверки домашнего задания, на этапе изучения новой темы и на завершающем этапе занятия, при повторении и первичном закреплении изученного материала. Особенно незаменим кроссворд, когда необходима интеллектуальная пауза на занятии.
Во избежание потери интереса у учащихся к решению кроссвордов сочетаются различные способы их подачи. Кроссворды на занятии выдаются индивидуально в напечатанном варианте, а также используются в электронном варианте как индивидуально, так и для малых групп в зависимости от этапа занятия. Кроссворды на бумажном носителе в основном применяются для проверки домашнего задания, при повторении и первичном закреплении изученного материала.
Электронные кроссворды с использованием текстовой, фотоинформации наиболее эффективны при проведении итогового контроля знаний на учебной практике по растениеводству. Интерактивные кроссворды с проявляющимися в ячейке верными словами сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования учащимся необходим только веб-браузер (например, Яндекс). Некоторые кроссворд составляются в привычной всем программе PowerPoint. Однако наиболее простой способ – это использование различных компьютерных программ.
Из большого разнообразия кроссвордов на занятиях по растениеводству наиболее часто используются: кроссворд «Первая буква», классический, кроссворд с иллюстрациями и филворд, где даются основные понятия темы. Разработано несколько классических кроссвордов, в которых представлены вопросы, касающиеся ухода за посевами озимой пшеницы, гороха посевного и др. культур; кроссворды с иллюстрациями на тему «Классификация сельскохозяйственных растений, их рост и развитие в период вегетации»; кроссворд «Первая буква» на тему «Классификация пестицидов и препараты для борьбы с вредными объектами»; филворды – по подготовке почвы и т. д.
Также можно отметить, что работа учащихся с данными видами кроссвордов вносит положительный эмоциональный настрой независимо индивидуальная это форма работы, или групповая, появляется стремление получить наиболее высокий балл. При использовании кроссворда как формы контроля усвоения учебного материала устраняются такие негативные моменты, как страх перед ошибками и публичного выступления, сопряженный с боязнью получения неудовлетворительной оценки, что, несомненно, имеет место при фронтальном или индивидуальном опросе.
В заключение можно сказать, что разгадывания кроссвордов на учебном занятии дает возможность строить логические цепочки учащимся, которые тренируют мозг такими упражнениями, позволяет оттачивать грамотность и сообразительность, снижать негативные эмоциональные нагрузки во время занятий, развивать ассоциативное мышление у учащихся, а также вспомнить и закрепить полученные знания на занятиях.
Литература
1. Зубрилин, А. А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8. С. 19-25.
2. Использование кроссвордов для контроля знаний /Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://studbooks.net/1753326/pedagogika/ispolzovanie_krossvordov_kontrolya_znaniy. – Дата доступа : 10.06.2019.
3. Краевский, В. В. «Общие основы педагогики» : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
4. Рыспекова,Ш. О. и др. Кроссвордные задания как активный метод обучения студентов на кафедре нормальной физиологии Казахского национального медицинского университета имени С. Д. Асфиндиярова // Педагогическиенауки. – 2017. – № 5 – с. 340-342.
5. Скокова, М. К. Составление кроссвордов в форме проектной деятельности – один из приемов формирования умственных способностей у детей с разным интеллектуальным развитием/ М. К. Скокова [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://kopilka13.blogspot.com/2013/09/blog-post_2721.html. – Дата доступа : 10.06.2019.
6. Эскендаров, А. А. Учебные кроссворды как средство актуализации познавательного интереса старшеклассников сельских школ : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / А. А. Эскендаров; Махачкала, 2007.- 142 с.