Татьяна Андреева
Критерии формирования УУД на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Показатели формирования универсальных учебных действий
Познавательные УУД
Предмет: музыка
Фамилии учащихся
Баллы Виды работы на уроке
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Восприятие информации.
1.1. Устную инструкцию воспринимает:
4 с первого предъявления
3 нуждается в дополнительных разъяснениях
2 нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1 не воспринимает устную инструкцию
1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т. п.) воспринимает:
4 самостоятельно
Публикация «Критерии формирования УУД на уроках музыки» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
3 нуждается в разъяснениях +
2 нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1 не воспринимает письменную инструкцию
2. Интеллектуальная обработка информации.
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации :
4 способен выделить самостоятельно
3 нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах
2 испытывает значительные затруднения
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:
4 способен выделить самостоятельно
3 нуждается в помощи
2 испытывает значительные затруднения
2.3. Темп интеллектуальной деятельности:
4 выше, чем у других учащихся класса
3 такой же, как у других учащихся класса
2 значительно снижен
3. Результативность интеллектуальной деятельности.
3.1. Результат получает:
4 успешно (рационально, эффективно воспроизводит
предложенный учителем алгоритм
3 оригинальным творческим способом
2 нерациональным
(«длинным») путем
1 свой путь нахождения ответа
3.2. Предъявление результата:
4 способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение
3 способен дать правильный ответ, но не может его
обосновать
2 приходится «вытягивать» ответы
1 необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения
4. Самооценка результата работы.
4 способен дать объективную оценку результату своей
. понимает суть допущенных ошибок
3 не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки
2 не может объективно оценить
свою работу, т. к. не понимает, что допустил ошибки
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:
4 способен усвоить программу по предмету в нормативные сроки
3 для освоения программы требуется система дополнительных занятий
2 освоение программы по различным причинам затруднено
Общий балл:
Регулятивные УУД
Баллы Виды работы на уроке
1. Получив задание:
4 планирует работу до ее начала
3 планирует действия в ходе работы
2 вообще не составляет плана
2. Вопросы, уточняющие задание:
4 не нуждается в дополнительных пояснениях
3 задает до начала работы
2 в ходе работы
1 не задает, хотя и нуждается в пояснениях
3. Выполняя задание:
4 точно придерживается плана
3 отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий
2 начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий
1 работает хаотично без плана
4. Завершая задание:
3 обязательно добивается запланированного результата
2 не доводит работу до окончательного результата
1 довольствуется ошибочным результатом
5. Закончив работу:
4 проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки
3 результат не проверяет, т. к. довольствуется любым результатом
2 результат не проверяет, т. к. всегда убежден в его правильности
1 результат проверяет, но ошибок «не видит»
6. Помощь в работе:
4 не нуждается
3 нуждается и принимает
2 нуждается, но не умеет пользоваться
1 нуждается, но не обращается
Общий балл:
Коммуникативные УУД
Баллы
Виды работы на уроке
Фамилии учащихся
1. Изложение собственных мыслей:
3 может самостоятельно донести свою мысль до других
2 может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов
1 не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов
2. Ведение дискуссии.
2.1. Способность отвечать на вопросы:
4 обычно отвечает, давая развернутый ответ
3 обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ
2 как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения
2 как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря
1 практически не может самостоятельно отвечать на вопросы
2.2. Способность задавать вопросы:
3 обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы
2 формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений
1 практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику
2.3. Способность корректно возражать оппоненту:
3 обычно возражает своему оппоненту корректно
2 не всегда корректно возражает своему оппоненту
1 как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту
3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников).
3.1. Способность аргументировано отстаивать собственную позицию:
3 обычно отстаивает свою позицию аргументированно
2 не всегда аргументировано отстаивает свою позицию
1 как правило, не может аргументировано отстоять свою позицию
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:
4 обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости
3 не всегда может в случае необходимости гибко
(разумно и осознанно) менять свою позицию
2 как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага
1 не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимости этого шага
3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:
3 обычно может подчиниться решению группы
2 не всегда может подчиниться решению группы
1 как правило, не подчиняется решению группы
4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения) :
4 обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения
3 не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения
2 как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения
Общий балл:
Личностные УУД
Баллы
Виды работы на уроке
Фамилии учащихся
Выражает стремление в реализации своего творческого потенциала, творческой позиции, межличностные отношения
3 Самоопределение – определение своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни.
2 Смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ученик должен знать и представлять себе какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него
1 Понимание значения музыки в жизни общества; опыт сотворчества в процессе «сочинения», восприятия, музицирования
Общий балл:
2. Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации для обучающихся и родителей.
Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый по итогам учебного года. (2017-2018, 2018-2019 учебный год.)
Разрабатываемый мною базовый мониторинг состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ, тестов, заданий в каждом классе с требованием ФГОС.
Итоговые работы включают технологию критического мышления с использованием приемов: «тонкие» и «толстые» вопросы, кластер, ключевые термины. Структура контрольных работ, проводимых мною, включает основные виды деятельности: вокально-хоровое пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, усвоение теоретических, понятийных и теоретических знаний. По итогам контрольных работ провожу анализ и диагностику работ, которые включают критерии УУД приведенных выше (таблица №1).
Итоги входящих, промежуточных, итоговых контрольных работ вношу в таблицу каждого класса для диагностического уровня.
Таблица №2
Результаты контроля (отметка)
№ п/п Ф. И. входящий промежуточный итоговый вывод
1.
2.
3. Балльная система отметок в процентном отношении. Уровни.
В 2017 учебном году мною была разработана балльная система отметок в процентном отношении, которую я использую в своей работе.
Полученный общий балл складывается с учетом критериев УУД (таблица №1) определяется в процентном отношением формирования УУД, полученной отметкой, уровнями освоения базового учебного материала.
Уровни, переведенные в шкалу отметок (слайд№
Уровни освоения базового учебного материала
% освоение базового учебного материала в интервале уровень освоения отметка в балльной шкале
80-100% Повышенный 5
50-80% Достаточный 4
меньше 50% Недостаточный 3
Перспектива мониторинга:
В моей работе мониторинг является диагностикой учебной деятельности, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
Данная система работы позволила мне:
1. Определить уровень обучаемости по предмету;
2. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
3. Проводить своевременно обработку полученных результатов.
Мне необходимо:
1. Продолжить работу над мониторингом с целью выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
2. Добиваться результатов формирования УУД с требованиями ФГОС в классах, реализующих АОП.
Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой.
Мониторинг и диагностика дают мне возможности.
• увидеть несформированные математические умения, знания, представления;
• увидеть проблемы;
• определить общий уровень подготовки;
• увидеть преимущества той или иной программы;
• проследить динамику обученности;
• определить прочность усвоения знаний, умений и навыков;
• проследить осознанность и обобщенность знаний;
• провести сравнительный анализ результатов промежуточных контрольных работ с результатами итоговой работы;
• выявить обучающихся как с низкими учебными возможностями, так и с высокими и запланировать дальнейшую работу;
• активизировать целенаправленную работу по преемственности со средней школой;
Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности.
Показатели формирования универсальных учебных действий
Познавательные УУД
Предмет: музыка
Фамилии учащихся
Баллы Виды работы на уроке
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Восприятие информации.
1.1. Устную инструкцию воспринимает:
4 с первого предъявления
3 нуждается в дополнительных разъяснениях
2 нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1 не воспринимает устную инструкцию
1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т. п.) воспринимает:
4 самостоятельно
3 нуждается в разъяснениях +
2 нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1 не воспринимает письменную инструкцию
2. Интеллектуальная обработка информации.
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации :
4 способен выделить самостоятельно
3 нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах
2 испытывает значительные затруднения
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:
4 способен выделить самостоятельно
3 нуждается в помощи
2 испытывает значительные затруднения
2.3. Темп интеллектуальной деятельности:
4 выше, чем у других учащихся класса
3 такой же, как у других учащихся класса
2 значительно снижен
3. Результативность интеллектуальной деятельности.
3.1. Результат получает:
4 успешно (рационально, эффективно воспроизводит
предложенный учителем алгоритм
3 оригинальным творческим способом
2 нерациональным
(«длинным») путем
1 свой путь нахождения ответа
3.2. Предъявление результата:
4 способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение
3 способен дать правильный ответ, но не может его
обосновать
2 приходится «вытягивать» ответы
1 необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения
4. Самооценка результата работы.
4 способен дать объективную оценку результату своей
. понимает суть допущенных ошибок
3 не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки
2 не может объективно оценить
свою работу, т. к. не понимает, что допустил ошибки
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:
4 способен усвоить программу по предмету в нормативные сроки
3 для освоения программы требуется система дополнительных занятий
2 освоение программы по различным причинам затруднено
Общий балл:
Регулятивные УУД
Баллы Виды работы на уроке
1. Получив задание:
4 планирует работу до ее начала
3 планирует действия в ходе работы
2 вообще не составляет плана
2. Вопросы, уточняющие задание:
4 не нуждается в дополнительных пояснениях
3 задает до начала работы
2 в ходе работы
1 не задает, хотя и нуждается в пояснениях
3. Выполняя задание:
4 точно придерживается плана
3 отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий
2 начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий
1 работает хаотично без плана
4. Завершая задание:
3 обязательно добивается запланированного результата
2 не доводит работу до окончательного результата
1 довольствуется ошибочным результатом
5. Закончив работу:
4 проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки
3 результат не проверяет, т. к. довольствуется любым результатом
2 результат не проверяет, т. к. всегда убежден в его правильности
1 результат проверяет, но ошибок «не видит»
6. Помощь в работе:
4 не нуждается
3 нуждается и принимает
2 нуждается, но не умеет пользоваться
1 нуждается, но не обращается
Общий балл:
Коммуникативные УУД
Баллы
Виды работы на уроке
Фамилии учащихся
1. Изложение собственных мыслей:
3 может самостоятельно донести свою мысль до других
2 может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов
1 не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов
2. Ведение дискуссии.
2.1. Способность отвечать на вопросы:
4 обычно отвечает, давая развернутый ответ
3 обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ
2 как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения
2 как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря
1 практически не может самостоятельно отвечать на вопросы
2.2. Способность задавать вопросы:
3 обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы
2 формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений
1 практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику
2.3. Способность корректно возражать оппоненту:
3 обычно возражает своему оппоненту корректно
2 не всегда корректно возражает своему оппоненту
1 как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту
3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников).
3.1. Способность аргументировано отстаивать собственную позицию:
3 обычно отстаивает свою позицию аргументированно
2 не всегда аргументировано отстаивает свою позицию
1 как правило, не может аргументировано отстоять свою позицию
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:
4 обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости
3 не всегда может в случае необходимости гибко
(разумно и осознанно) менять свою позицию
2 как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага
1 не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимости этого шага
3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:
3 обычно может подчиниться решению группы
2 не всегда может подчиниться решению группы
1 как правило, не подчиняется решению группы
4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения) :
4 обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения
3 не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения
2 как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения
Общий балл:
Личностные УУД
Баллы
Виды работы на уроке
Фамилии учащихся
Выражает стремление в реализации своего творческого потенциала, творческой позиции, межличностные отношения
3 Самоопределение – определение своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни.
2 Смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ученик должен знать и представлять себе какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него
1 Понимание значения музыки в жизни общества; опыт сотворчества в процессе «сочинения», восприятия, музицирования
Общий балл:
2. Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации для обучающихся и родителей.
Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый по итогам учебного года. (2017-2018, 2018-2019 учебный год.)
Разрабатываемый мною базовый мониторинг состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ, тестов, заданий в каждом классе с требованием ФГОС.
Итоговые работы включают технологию критического мышления с использованием приемов: «тонкие» и «толстые» вопросы, кластер, ключевые термины. Структура контрольных работ, проводимых мною, включает основные виды деятельности: вокально-хоровое пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, усвоение теоретических, понятийных и теоретических знаний. По итогам контрольных работ провожу анализ и диагностику работ, которые включают критерии УУД приведенных выше (таблица №1).
Итоги входящих, промежуточных, итоговых контрольных работ вношу в таблицу каждого класса для диагностического уровня.
Таблица №2
Результаты контроля (отметка)
№ п/п Ф. И. входящий промежуточный итоговый вывод
1.
2.
3. Балльная система отметок в процентном отношении. Уровни.
В 2017 учебном году мною была разработана балльная система отметок в процентном отношении, которую я использую в своей работе.
Полученный общий балл складывается с учетом критериев УУД (таблица №1) определяется в процентном отношением формирования УУД, полученной отметкой, уровнями освоения базового учебного материала.
Уровни, переведенные в шкалу отметок (слайд№
Уровни освоения базового учебного материала
% освоение базового учебного материала в интервале уровень освоения отметка в балльной шкале
80-100% Повышенный 5
50-80% Достаточный 4
меньше 50% Недостаточный 3
Перспектива мониторинга:
В моей работе мониторинг является диагностикой учебной деятельности, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
Данная система работы позволила мне:
1. Определить уровень обучаемости по предмету;
2. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
3. Проводить своевременно обработку полученных результатов.
Мне необходимо:
1. Продолжить работу над мониторингом с целью выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
2. Добиваться результатов формирования УУД с требованиями ФГОС в классах, реализующих АОП.
Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой.
Мониторинг и диагностика дают мне возможности.
• увидеть несформированные математические умения, знания, представления;
• увидеть проблемы;
• определить общий уровень подготовки;
• увидеть преимущества той или иной программы;
• проследить динамику обученности;
• определить прочность усвоения знаний, умений и навыков;
• проследить осознанность и обобщенность знаний;
• провести сравнительный анализ результатов промежуточных контрольных работ с результатами итоговой работы;
• выявить обучающихся как с низкими учебными возможностями, так и с высокими и запланировать дальнейшую работу;
• активизировать целенаправленную работу по преемственности со средней школой;
Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности.