галина кривоножкина
Краткосрочный экологический проект в средней группе детского сада «Чудо-огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в средней группе «Чудо-огород на окне».
Вид проекта : экологический, познавательно – практический, творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети – родители.
Продолжительность проекта : 3 месяца (с марта по май 2018 года)
Публикация «Краткосрочный экологический проект в средней группе детского сада „Чудо-огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2022
Актуальность темы проекта : огород на подоконнике - отличный способ расширить представления детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщить знания о полезных свойствах зелени и овощных культур, развить познавательные и творческие способности детей.
Цель проекта : формировать экологическую культуру у детей, обогащать их знания об окружающем мире, через наблюдения, опытно- экспериментальную деятельность, активизировать у ребенка инициативу, установить причинно-следственную связь между живой и неживой природой.
Программные задачи:
1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о растениях и овощах.
2. Формировать бережное отношение детей к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
3. Обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.
4. Продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью; закрепить основные цвета (рисование, лепка). Развивать умение детей использовать в творческой деятельности ранее приобретённые знания и навыки.
5. Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, развивать умение детей ухаживать за растениями.
6. Знакомить с художественными произведениями, загадками, связанными с огородом, овощами и растениями.
Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике, с дальнейшим высаживанием в открытый грунт, с участием дошкольников, сделать проект совместно с воспитателем, детьми и родителями.
Основные принципы работы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, умение взаимодействовать друг с другом.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.
Ожидаемые результаты:
- Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
- Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
- Формирование разносторонних знаний о растениях и овощах.
Возрастание речевой компетенции:
- Сравнивать овощи и растения по нескольким признакам.
- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги:
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Предварительная работа:
- Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.
- Приобретение семян, контейнеров, земли.
- Выставка книг с русскими и народными сказками, стихами, рассказами о растениях и овощах организованная с помощью родителей.
- Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
- Раскрашивание картинок «Овощи», «Растения».
- Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т. д.)
- просмотр мультфильмов и видео по теме проекта.
- виртуальные экскурсии.
Основная часть проекта :
- Беседа «Что такое огород и что на нем растет»
- Опыты «Наблюдение за ростом лука, фасоли, веточки березы и сирени»
- Эксперименты: «Узнаем: какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения»,
- Творческая деятельность: игра - драматизация по русской народной сказке «Репка», разучивание загадок и стихов и т. д.
План экспериментальной деятельности.
Объект Земля
Вода
Солнце
Человек
Тема беседы «Узнаем: какая земля». «Вода и растения». «Солнце и растения». «Человек и растение».
Цель Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая) Выявить, насколько вода необходима для растений.
Определить роль солнечного света в жизни растений.
Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: земля в контейнере 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).
2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой). 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Чудо-огород на окне».
Мероприятия Цели Ответственные
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Привлечь родителей к реализации проекта «Чудо–огород на окне». Воспитатель
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей. Воспитатель
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.
Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. Воспитатель
4. Совместное создание в группе огорода на окне. Посадка семян овощей, луковиц, фасоли, веточки сирени и березы. Воспитывать желание помогать взрослым.
Воспитатель
5. Опыт – наблюдение за ростом лука, фасоли, веточек березы и веточек сирени и т. д.
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, бобов.
Воспитатель
6. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование с детьми овощей и растений.
Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. Воспитатель
7. Эксперименты.
Развивать опытническую экспериментальную деятельность
у детей. Родители
8. Рассказывание русской народной сказки «Репка», чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино»
Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, С. Маршака, напомнить содержание сказки «Репка». Воспитатель
9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями.
Воспитатель
10. Отгадывание загадок про овощи и растения и деревья. Развивать смекалку, память, внимание. Воспитатель
11. Рассматривание муляжей овощей, уточнение формы, цвета.
Формировать представление детей об овощах. Воспитатель
12. Рисование овощей. Оформление мини - выставки «Наш урожай».
Учить использовать во время рисования ранее приобретённые навыки. Воспитатель
13. Игра - драматизация по русской народной сказке «Репка». Развивать у детей актёрские способности. Воспитатель
14. Высадка окрепшей рассады в грядки на открытый грунт (огурец, помидор, перец лук).
Учить оказывать взрослым посильную помощь.
Воспитатель
15. Создание фотоальбома «Чудо-огород на окне». Подвести итог проделанной работы. Воспитатель
Заключительная часть:
Выставка детских рисунков. Проведение обобщающего занятия «Чудо-огород на окне». Показ презентации «Чудо-огород на окне» для детей и родителей. Участие в конкурсе ДОУ «Огород на окне». Высадка в открытый грунт рассады.
В ходе реализации проекта «Чудо-огород на окне» были получены следующие результаты:
- Дети обогатили знания о культурных растениях.
- У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности участники проекта создали необходимые условия для роста растений.
- Воспитанники увидели многообразие посевного материала.
- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к трудовой деятельности.
- Наблюдения за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Родители приняли активное участие в реализации проекта «Чудо-огород на окне».