Анастасия Дубинина
Экологический проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
Частное дошкольное образовательное учреждение религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» «Православный детский сад имени преподобного Сергия Радонежского города Арзамас»
Реализация экологического проекта
во второй младшей группе
Дубинина. А. Ш. ,
Завзина О. А.
2021г.
Публикация «Экологический проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Актуальность проекта.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности, мы решили разработать и реализовать проект «Огород на окне». Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого необходимые условия (широкие подоконники, солнечная сторона группы, необходимое оборудование и материалы).
Проект реализовался в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Цель проекта : формирование интереса у детей младшего дошкольного возраста к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях через проектную деятельность.
Задачи проекта :
• формировать у детей знания о росте и потребности культурных растений.
• формировать умения наблюдать, ухаживать за растениями.
• развивать любознательность, интерес к опытнической и исследовательской деятельности.
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах экологической культуры.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: 2 месяца (февраль – март 2017г.).
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы, родители. Собраны разрешения родителей
Подготовительный этап
• Разработка проекта.
• Беседы с детьми (выявление знаний о растениях) :
«Что такое огород и что на нём растёт», «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Семена».
• Подбор дидактического материала (потешек, поговорок, песен,
связанных с огородом и овощами).
• Изготовление и приобретение дидактических игр и пособий:
«Чудесный мешочек», «Назови цветок», «Парные картинки», «Собери овощи из частей», «Овощи».
• Чтение художественной литературы (потешек, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Подбор и изготовление персонажей для создания сюжета.
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей.
• Подбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение с родителями мероприятий по выполнению проекта.
• Подготовка информации для родительских уголков «Как растут растения».
Основной (практический)
• Подготовка «грядок».
• Рассматривание семян.
• Посадка семян цветов, лука, пшеницы в землю.
• Наблюдение (за всходами, развитием корней).
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование цветов.
• Проведение опытов:
«Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Проращивание семян».
• Наблюдение за луком.
• Лепка овощей из пластилина «Овощи большие и маленькие».
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Раскрашивание картинок.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Совместный труд на «огороде».
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
Заключительный этап
• Беседы с детьми (выявление знаний о растениях).
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Анализ полученных результатов.
• Составление фотоальбома «Огород на окне!»
• Презентация педагогам и родителям проекта «Огород на окне».
• Оформление фотоальбома для родителей.
• Презентация родителям проекта с помощью цифровой рамки.
Результат работы
У детей появился интерес к наблюдению за ростом и развитием растений. Узнали, что из семени, луковицы, зернышка можно вырастить растение.
Дети научились различать некоторые виды растений, умеют за ними ухаживать.
Умеют вести наблюдения и делать первые выводы. Сформировались нравственные качества: обязательность, целеустремлённость, ответственность за выполненные поручения и полученный результат. Повысилась педагогическая грамотность родителей в вопросах экологической культуры.
В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В дальнейшем планируем разработать и реализовать проект «Огород на окне» для детей средней с старшей групп с усложнением задач.
Литература:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Интернет ресурсы