Ольга Носова
Экологический проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта
• Познавательно - исследовательский, творческий
• Групповой, с привлечением родителей
• Долговременный (год)
Участники проекта
Дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Необходимые условия для реализации проекта:
•заинтересованность родителей и детей;
•методические разработки.
Актуальность проекта
Публикация «Экологический проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта
Заложить основы формирования экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах (луке, однолетних травянистых растениях (петрушка, укроп, газонная трава, зернобобовых культурах (фасоль).
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и росте растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи «природа и люди»: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями; внимательное и заботливое отношение к растущим растениям.
2. Воспитывать бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей.
3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Методы проекта:
•игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;
•словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинок;
•практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
•наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра (настольного, театра)
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:•подбор методической и художественной литературы;•подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);•дидактические игры;•выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на окне.
7. Активное участие родителей в реализации проекта.
Формы работы с детьми
•реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Овощи», «Вода и земля для овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;Чтение художественной литературы.
Дидактические игры "Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощи – фрукты».Лепка на тему: «Что растет в огороде»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, укропа, петрушки, газонных растений.
Театрализованная деятельность: «Репка», «Сказка о том, как овощи поссорились».
Этапы реализации проекта
1-й этап: подготовительный
сбор информации, материалов по теме;
организация предметно - развивающей среды;
разработка цикла наблюдений, занятий;
беседы;
2-й этап: основной
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
3-й этап: заключительный
Художественно – творческая деятельность детей, выставка детских работ;
Итоговая беседа с детьми.
1этап - подготовительный
Работа с детьмиТеатрализованная постановка сказки «Репка»Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»Чтение сказок про фрукты и овощи. Дидактическая игра «Что растет в огороде?»Беседа - исследование «Что мы знаем о луке?»Проведение опыта «Прорастание лука в различных условиях»Проведение опыта «Прорастание семян фасоли в различных условиях» Дидактические игры «Угадай овощ/фрукт», «Овощи, фрукты – полезные продукты!»,«Чем пахнет лук?»Отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок. Рисование на тему «Овощи - фрукты» Лепка на тему: «Что растет в огороде?» Аппликация на тему: «Сварим борщ для мамы»Работа с родителями:Консультация для родителей «О луке детям»Беседа с родителями «О пользе овощей и фруктов в зимний период».
2 этап - основной
Работа с детьми
Беседа: «Знакомство с семенами растений» (где можно приобрести семена, как за ними ухаживать, хранить их, рассматривание семян (у всех растений семена разные).
Посев семян на рассаду.
Посадка лука.
Беседа: «Солнце, воздух и вода»- обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Узнаем какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения».
Беседы: «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений», «Первые всходы».
Посев семян. Наблюдение за первыми всходами, ростом растений.
Трудовые поручения: полив и уход за растениями на «огороде»
Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с изображением культурных растений.
3 этап - заключительный
Работа с детьми:
Итоговая беседа: «Что нового и интересного мы узнали за время работы с нашим огородом?» .
Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Вывод:
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Дети поняли, что важно знать и правильно подбирать семена для посева растений в комнатных условиях, применять натуральное удобрение, выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети создали необходимые условия для роста растений. Познакомились с многообразием посевного материала, совместно с воспитателем создали огород на окне. У детей формировалось бережное и уважительное отношение к труду. Дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Перспективы проекта:
В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке».
Художественная литература:
стихи об овощах, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева, стихи про семена (С. Ранджелович, загадки, пословицы, рассказ Н. Носова «Огурцы», , сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох», Дж. Родари «Чипполино», русские народные сказки «Вершки и корешки», «Пых».Методическая литература:1. Корнилова В, М, «Экологическое окно в детском саду».2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г. 3. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду»,4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г. 5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г. 5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», -М. изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,20146. Интернет ресурсы.