Наталья Клименко
Краткосрочный психолого-педагогический проект «Радуга эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный
психолого –педагогический проект
«Радуга эмоций»
Ноябрь 2021 г.
ПЛАН ПРОЕКТА
1. Педагогическое совещание (взаимодействие участников проекта) :
Мини – консультация: освещение актуальности темы, цели и задач проекта.
2. Утверждение плана реализации проекта (по дням проектной недели)
3. Реализация проекта в соответствии со сроком проведения;
Публикация «Краткосрочный психолого-педагогический проект „Радуга эмоций“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
4. Документальное оформление проекта ( подведение итогов: написание аналитической справки, размещение информации на сайте ДОУ).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов.
Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью.
Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Почему именно современные? (привести пример) Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников.
Основной направленностью (целью) психолого-педагогической работы в рамках краткосрочного проекта «Радуга эмоций» является развитие эмоциональной сферы, эмоциональное наполнение жизни ребенка-дошкольника, оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Знакомство младших дошкольников с основными эмоциями : радость, грусть, испуг.
Задачи:
Познакомить младших дошкольников с основными эмоциями :
радость, грусть, испуг;
Учить распознавать эмоционального проявления (свои и других) по различным признакам: мимика, пантомимика, голос, жесты;
Развивать у детей желание проявлять положительные эмоции и умение справляться с отрицательными;
Повысить психологическую компетентность и готовность педагогов в работе с детьми, имеющими недостаток в эмоциональной сфере;
Обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы;
Обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.
Вид проекта : информационно - творческий, коллективный.
Сроки реализации: краткосрочный (15.11.-19.11.2021 г.)
Участники проекта : педагог – психолог, муз. рук., инстр. по физ. развитию, педагоги возрастных групп, воспитанники вторых младших групп: «Колобок», «Теремок», «Солнышко», родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
- формирование темы проекта, его цели и задач;
- подбор и анализ методической литературы;
- подбор наглядного материала
- разработка плана занятий с детьми.
Основной этап
В основе всего проекта лежит игровая деятельность и развитие эмоциональной сферы по средствам музыки, стихов, сказок.
Завершающий этап
Развлечение для детей проведение игры - занятия с детьми
«Веселое путешествие с паровозиком Непоседой».
Заключительные мероприятия:
- Оценка эффективности реализации проекта.
- Анализ проведенной работы.
- Методическое оформление результатов проекта.
- Распространение опыта работы (размещение информации на сайте ДОУ)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети: Дети стараются правильно выражать свои чувства; проявляют интерес к дидактическим пособиям по теме, стремятся находить выход из проблемной ситуации, обращают внимание на эмоции и чувства других людей, выражают сочувствие, стараются улучшить настроение расстроенных людей.
Родители: Активизация родителей как участников педагогического процесса. Вовлечение родителей в проектную деятельность – проведение акции «День обнимашек и поцелуйчиков». Основной целью является создание эмоционального комфорта, эмоциональной-доброжелательной близости между родителями и ребенком, способность родителя заметить и (или) отметить в своем ребенке что-то хорошее, лучшее, сделать комплимент.
Педагоги: Повышение психологической культуры – получение необходимых знаний, умений и практических навыков в сфере развитию эмоций детей; улучшение работы по взаимодействию с родителями.
Список литературы.
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: - СПб. :Речь, 2008.
2. О. А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера. 2007.
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Коррекционно-развивающие игры. – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Дни недели (сроки) Содержание (основные мероприятия) Вариативная часть, формируемая участниками проекта (см. сноску)
Понедельник
(15.11.2021г.) Работа в возрастных группах
Взаимодействие воспитателя с воспитанникам
1. Психологический настрой «Здравствуй, солнце золотое!»
Цель – создание положительного эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы среди воспитанников. Рефлексия
Взаимодействие педагога – психолога с участниками образовательного процесса (дети) :
1. Психологическая игра – приветствие «Покатился – поскакал мячик по дорожке…»
2. Проведение игры «Эмоции».
Рефлексия
Взаимодействие музыкального руководителя с детьми
Включение игровых моментов в основное занятие:
o проведение Песенка «Музыкальное приветствие» музыка и слова Е. Кошкаровой.
Цель - воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к участию в коллективной музыкально-игровой деятельности; совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации.
Музыкальный руководитель
Инструктор по физ. развитию Подбор материала для занятий и подготовки к итоговому досуговому мероприятию.
Вторник (16.11.2021г.) Работа в возрастных группах
Взаимодействие воспитателя с воспитанникам
1. Психологический настрой «Здравствуй, солнце золотое!»
2. Игра-упражнение «Передай улыбку по кругу»
Цель - создание эмоционально - положительного настроя, хорошего настроения на весь день.
Взаимодействие педагога – психолога с участниками образовательного процесса (дети) :
1. Психологическая игра – приветствие «Как живешь?»
2. Проведение игры «Солнышко - Дождик»….
Продолжение …Взаимодействие воспитателя с воспитанникам
Закрепление материала («радостное солнышко – грустный дождик» в НОД) :
- Создание рисунка «Настроение радостного солнышка и грустной тучки».
- Пальчиковая гимнастика «Карандаши».
(см. «Приложение»)
Рефлексия
Взаимодействие инструктора по физ. развитию с детьми.
Включение игровых моментов в основное занятие:
o проведение игры «Мышки и кот» Рефлексия
Методическая работа (участники проекта)
Разработка и создание методических, дидактических пособий, наглядных материалов – пополнение предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта.
Среда (17.11.2021г.) Работа в возрастных группах
Взаимодействие воспитателя с воспитанникам
1. Психологический настрой «Здравствуй, солнце золотое!»
2. Применение нового методического пособия в работе с воспитанниками по развитию эмоциональной сферы детей второго младшего возраста.
3. Игровая деятельность «Раз, два, три! Эмоция замри»
Цель – закрепление основных эмоций, путем приобретения практических навыков.
4. Обыгрывание (Инсценировка) сказки на новый лад «Волк и семеро козлят»
Беседа - обсуждение сказки, эмоционального состояния героев сказки.
Взаимодействие музыкального руководителя с детьми
Включение игровых моментов в основное занятие:
Проведение музыкальной подвижной игры «Барбос и птички» музыка и слова Елькина А.
Цель - Оказание положительного влияния на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Развитие у детей открытости и эмоциональности, снятие психомышечного напряжения.
Четверг (18.11.2021г.) 1. Акция «День обнимашек и поцелуйчиков»
Цель - создание эмоционального комфорта, эмоциональной-доброжелательной близости между родителями и ребенком, способность родителя заметить и (или) отметить в своем ребенке что-то хорошее, лучшее, сделать комплимент.
Примечание: Использование атрибута - сердечки двух цветов. Обмен сердечками между ребенком и родителем (сердечко на двустороннем скотче ребенку приклеивает родитель, другое на ниточке - ребенок вешает родителю).
2. Закрепление изученного материала (основных эмоций : радость, грусть, испуг) – создание логотипа проекта «Радуга эмоций»
3. Пальчиковая гимнастика «Карандаши»
Взаимодействие инструктора по физ. развитию с детьми.
Включение игровых моментов в основное занятие:
o проведение игры «Мышки и кот».
Повторение и закрепление игры.
Пятница (19.11.2021г.) Завершающий этап проекта
Досуговое развлекательное мероприятие
«Веселое путешествие с паровозиком Непоседой»
Подведение итогов работы
Рефлексия – обратная связь от воспитанников (вопросы педагога к детям, уточняющие на сколько воспитанники поняли изученный материал).
Примечание: Допускается и приветствуется работа (участников проекта - педагогов) по дополнению методико - дидактических пособий, игр, пальчиковых гимнастик, либо другой продуктивной деятельности применяемой в работе с детьми при реализации проекта.
Вариативная часть, формируемая участниками проекта
Участник проекта прописывает и описывает всю дополнительную работу, проведенную им сверх мероприятий, предлагаемых планом проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Психологический настрой «Здравствуй, солнце золотое!»
Здравствуй, солнце золотое!
(Рисуем руками круг)
Здравствуй, небо голубое!
(Поднимаем руки верх)
Здравствуй, вольный ветерок!
(Качаем вытянутыми руками)
Здравствуй, маленький дубок!
(Присесть, показать маленький дубок)
Мы живем в родном краю-
Я (воспитатель показывает на детей, а дети на воспитателя) тебя приветствую! (Берутся за руки все вместе).
Игра-упражнение «Передай улыбку по кругу»
Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.).
Что чувствуете вы сейчас? Почему?
(Ответы детей)
Можно включить и прослушать песенку «От улыбки».
Пальчиковая гимнастика «Карандаши»
Воспитатель: Пальчики – это карандаши и их надо убрать в коробку - сжать кулачок. Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут. Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок. Дети шевелят пальчиками: «Вот такие карандаши!» Игра проводится 2-3 раза
Игра «Раз, два, три! Эмоция, замри!»
Игра проводится по типу игры «Море волнуется раз…»
Воспитатель говорит (можно показать картинку эмоцию «Радость») «Раз, два, три! Эмоция, замри!» Например, радость (или показать картинку).
Физ. развитие игра «Мышки и кот»
Правила игры: Выбирается ребенок – кот, который «дремлет» (сидит на корточках с закрытыми глазами и ждет сигнала «Бом-бом-бом», открывает глаза и ловит мышат - кого поймал, тот и кот). Мышата – остальные дети под стишок подкрадываются на «носочках» к коту, стараясь его не разбудить. Когда прозвучит сигнал «Бом-бом-бом» - разбегаются.
Вышли мышки как - то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон «Бом-бом-бом»
Убежали мышки вон!
Песенка «Музыкальное приветствие»
Музыка и слова Е. Кошкаровой
Цель - воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к участию в коллективной музыкально-игровой деятельности; совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации.
1 куплет:
Проходите, проходите, все малыши. Приглашение детей в зал
Хорошо, что вы пришли!
Ну, здравствуйте, ребята!
Здрав-ствуй-те!
Как ваше настроенье?
Очень хорошо!
Пора нам заниматься.
Да-да-да!
Мы будем все стараться
Так же, как всегда.
Будем танцевать Пружинка с поворотом
И песни распевать.
Прошу, ребята, вас
За мною повторять.
2 куплет:
Посмотрите, в гости к нам щенята пришли. Показать картинку со щенками
Отвечайте, как они.
Ну, здравствуйте, щенята!
Гав-гав-гав!
Как ваше настроенье?
Гав-гав-гав-гав-гав!
Пора нам заниматься.
Гав-гав-гав!
Мы будем все стараться
Гав-гав-гав-гав-гав!
Будем танцевать Пружинка с поворотом или имитация движений щенят
И песни распевать.
Прошу, щенята, вас
За мною повторять.
3 куплет:
Посмотрите, в гости к нам мышата пришли. Показать картинку с мышатами
Отвечайте, как они.
Ну, здравствуйте, мышата!
Пи-пи-пи!
Как ваше настроенье?
Пи-пи-пи-пи-пи!
Пора нам заниматься.
Пи-пи-пи!
Мы будем все стараться
Пи-пи-пи-пи-пи!
Будем танцевать Пружинка с поворотом или имитация движений мышей
И песни распевать.
Прошу, мышата, вас
За мною повторять.
Проходите, проходите, все малыши. Приглашение детей на стульчики
Хорошо, что вы пришли! Дети садятся на стульчики.
Музыкальная подвижная игра «Барбос и птички» музыка и слова Елькина А.
Цель - Оказание положительного влияния на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Развитие у детей открытости и эмоциональности, снятие психомышечного напряжения.
Наш Барбос – отличный пес,
По двору гуляет,
Поднимает кверху нос
И на птичек лает:
«Гав-гав-гав.»
А как только пес заснет,
Птички прилетают,
На дорожке птички
Крошки собирают.
«Клю-клю-клю…» «Барбос» ходит по кругу. Дети –
«птички» сидят на стульях-
«веточках».
«Барбос» лает и садится в
углу – на стул («спит»).
Дети бегают по залу на носках,
Взмахивая руками («птички летают»).
Приседают и стучат пальчиками
по полу («клюют»).
По окончании песни «Барбос» выбегает, лает и старается поймать детей - «птичек», которые убегают на места.