Анастасия Середа
Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Водичка, водичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации: 7 дней.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Цель: развитие познавательной активности детей раннего возраста через включение в процесс экспериментирования, расширение знаний детей о воде, ее значении и свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей раннего возраста со свойствами воды:
Публикация «Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста „Водичка, водичка“» размещена в разделах
• вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
• вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
• вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
• вода бывает холодная, теплая, горячая.
- обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений;
- обогатить словарный запас детей по данной теме;
-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами воды.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой, любознательность, стремление к самостоятельному познанию.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
- воспитывать самостоятельность.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Актуальность проекта:
Одним из первых природных материалов, с которым ребёнок встречается в повседневной жизни, самым доступным является вода. В раннем возрасте дети проявляют интерес к воде во время умывания, любят игры с водой. Таким образом, актуальность данной темы в необходимости дать детям знания и представления об основных свойствах воды, её состояниях и значении воды в жизни живых существ.
Участники проекта: дети 1,6 – 2 года, воспитатели группы, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний детей о воде, её свойствах и роли для окружающего мира;
- обогащение активного словаря воспитанников за счёт слов «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»
- формирование навыков элементарных исследовательских умений;
- включение родителей в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Этапы освоения исследовательской деятельности:
подготовительный
- Определение общей темы исследования, задач проекта, подбор детской художественной литературы для чтения детям, подбор сюжетных картинок и иллюстраций, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды.
Содержательный
- Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий-экспериментов, опытов, наблюдений, бесед, чтение рассказов и сказок познавательного характера.
Итоговый
- Выявить знания детей о воде, расширить исследовательские умения в соответствии с возрастом.
Планирование работы
Виды деятельности
Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок, вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, отмечали изменение состояний воды.
Дети наблюдали за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, убеждаясь в том, что растения не могут обойтись без воды. Если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения начнут засыхать, терять листья, погибнут. Наблюдали за трудом воспитателя и выполняли трудовые поручения: мытье игрушки. Также наблюдали за трудом помощника воспитателя, как она моет посуду, пол.
Рассматривали иллюстрации с изображением различных водоемов, с целью продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
Чтение художественной литературы: А Барто, «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», потешки о воде «Дождик, дождик, пуще», «Водичка, водичка» и др. ; «Умываются зверята», «Кто как умывается»
Физическое развитие: пальчиковая гимнастика «Дождик», подвижные игры «Солнышко и дождик», «Капельки»
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Сосульки»; лепка: «Снеговик».
Проводились беседы с детьми на тему культурно-гигиенические навыки. Беседа: «Кто живет в воде» с целью расширить знания детей о животных, которые живут в воде; показать, что без воды они погибнут. В грязной воде животные могут заболеть и погибнуть. Побуждать бережно относиться к воде, не засорять водоёмы.
Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей, играм-экспериментам.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап.
1) изготовление атрибута к играм и непосредственной образовательной деятельности;
2) подбор материала для практических игр и занятий;
3) подбор литературы: стихи о воде, потешки;
4) Подбор игр с водой, составление плана мероприятий.
5) Изготовление буклета «Интересные игры с водой»
II. Практическая работа.
1) Игры с водой: «Кораблики», «Весёлые пузыри», «Тонет, не тонет».
2) Интегрированное занятие «Девочка чумазая»
3) Наблюдения на улице: «Снежок тает, ручейки бегут».
4) Формирование КГН «Научим куклу правильно мыть руки»
5) Опыты: «Прозрачная вода», «Цветочки тоже хотят пить», «Тонет - не тонет»
6) Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капельки».
7) Дидактическая игра «Посели животное»
8) Рисование: «Сосульки».
9) Беседы с детьми.
10) Слушание сказок и потешек о воде.
III. Итог проекта.
Создание презентации.
План работы по экспериментально-исследовательской деятельности:
Конспект занятия по развитию речи «Девочка чумазая».
Демонстрационный материал: капелька из картона, два таза с водой, мыло, полотенце
Музыкальный ряд: шум дождя.
Предварительная работа: Разучивание потешек, чтение отрывков из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», проведение подвижных игр.
Задачи:
Образовательные:
• Учить правильно называть предметы гигиены.
• Расширять и уточнять словарь по теме (мыло, мыльница, мыть, намыливать, вытирать, теплая, холодная, горячая.).
Развивающие:
• Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.
• Развитие общей моторики;
• Развитие познавательных интересов.
Воспитательные:
• Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
• Воспитание культурно гигиенических навыков;
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости? Показывает капельку воды (из картона). Что это? (капелька). Правильно, капелька принесла нам что-то интересное, что это?
Открывает два таза с водой.
- Потрогайте воду, какая она? (горячая и холодная).
- Капелька хочет услышать от вас, какую пользу приносит вода.
- Скажите, что нужно сделать, что бы посуда стала чистой? Чтобы пол был чистым? Чтобы одежда была чистая? Что нам для этого нужно?
-Для чего нам нужна вода? (ответы детей).
Стук в дверь, входит чумазая девочка. (кукла)
- Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Девочка, как тебя зовут? Почему ты такая чумазая? «Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя…» Ребята, а вы бы хотели бы поиграть с такой грязнулей? (нет)
- Я думаю, что никто не захочет. А чтобы Катя стала такой же чистой, как вы, что она должна сделать? (Умыться)
- Правильно! Но у нас только очень холодная и очень горячая вода. Что же делать? (смешать воду).
- если мы смешаем горячую и холодную волу воду, какая вода получится? (тёплая)
Прежде чем взять мыло. Что должна сделать Катя (засучить рукава).
Катя подворачивает рукава и берет мыло.
- Что взяла Катя? Что она делает? Какие руки стали у Кати? Что нужно сделать, чтобы смыть мыло?
Хлюп, хлюп ручкам
Полон пены таз.
Ты не трогай, Катенька,
Мыльной ручкой глаз.
А теперь что нужно сделать Кате? (умыть лицо)
Водичка, водичка,
Умой Катино личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Катя берёт полотенце и вытирается. Воспитатель вместе с детьми проговаривает строчки стихотворения:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!
- Теперь Катя вам нравится? Можно с ней и поиграть.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какая к нам Катя пришла. Что Катя делала? Чем умывалась? Для чего ещё нам нужна вода?
- Ребята, за то что вы поиграли и всё про воду рассказали Катя подарит вам подарочки. (мыльные пузыри). Чтобы вы играли, пузыри надували, и умываться не забывали. Будьте всегда чистыми и аккуратными.
Опыт «Прозрачная вода»
Задача: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, стеклянная банка с узким горлышком, ложки, лейки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание: На столе две одинаковые, непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их.
Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее?
Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой, поэтому тяжелее.
Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Ребята давайте заполним стеклянную банку водой. Для этого я вам предлагаю на выбор различные емкости.
- Чем удобнее наливать? (ковшиками)
-Как сделать, чтобы вода не пролилась на стол? (использовать лейку)
- Что мы делаем? (переливаем, наливаем воду)
-Что делает водичка? (льется)
-Послушаем, как она льется. Какой издает звук?
-Когда емкости заполнены, детям предлагается поиграть в игру: «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку).
-Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Потому что вода – прозрачная.
-Что мы с вами узнали о воде, какая она? (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы, льется, имеет вес).
Воспитатель читает стихотворение:
«Я воду в стакан из-под крана налил.
На свет посмотрел – она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил
Нет вкуса, нет запаха.
Все однозначно».
Дид. игра: «Посели животное»
Воспитатель загадывает загадку:
«Меня пьют,
Меня льют
Всем нужна я,
Кто я такая?»
(Вода).
-Да, ребята это вода, она нам всем очень нужна.
-А, растениям вода нужна?
-Зачем? (чтобы жить, растения не могут без воды, они без нее погибнут).
-А животным нужна вода и для чего? (чтобы пить, утолять жажду, чтобы жить).
-Ребята, а вы знаете, что вода является средством обитания, для некоторых животных? Хотите поиграть в интересную игру? (ответы детей)
-Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою речку. Поможем им? На столе лежат карточки. Ребята, вам надо выбрать тех животных, которые живут в водоемах (берем карточку, называем животное).
-Дети выбирают, водных обитателей.
Физ. минутка:
Моем шею, моем уши (трем ладонями лицо)
Вытираем их по суше (вытираем полотенцем)
Чистота всего дороже (грозим пальцем)
Мы и зубы чистим тоже (чистим зубы)
Раз-два-три, раз-два-три (хлопаем в ладоши)
Зубы щеткой чище три (чистим зубы).
Опыт «Тонет или плавает»
-Опускаем предметы поочередно в воду и наблюдаем.
Камушки и железки опустились на дно сразу (потому что тяжелые)
Листики и тряпочки поплавали и утонули (потому что намокли, стали тяжелыми). Пластиковые игрушки и кубики плавают на поверхности (потому что они не промокают).
Опыт «Круговорот воды в природе».
h4][/h4]
Наливаем воду в пакет на «молнии», на пакете рисуем тучки и волны, запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. В результате дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море.
Опыт «Замерзшая вода»
Задача: Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картина с изображением айсберга.
Описание: Перед детьми миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.
-Может ли вода быть твердой?
-Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (вода превратится в лед).
-Рассмотрим кусочки льда.
-Чем лед отличается от воды?
-Можно ли лед лить, как воду?
-Дети пробуют это сделать. Какой формы лед?
-Лед сохраняет форму? Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
-Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусочек льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (верхняя)
-В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки)
-Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
-Ребята посмотрите на лед, который лежал в тарелке. Что произошло?
-Почему лед растаял? (в комнате тепло)
-Во что превратился лед?
-Из чего состоит лед?