Приложение МААМ

Краткосрочный проект «Удивительный мир шахмат»

Алена Городилова
Краткосрочный проект «Удивительный мир шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы

Краткосрочный проект

«Удивительный мир шахмат»

(для детей 4-5 лет)

Воспитатели:

Городилова А. В.

Абдуллаева Е. И.

Актуальность:

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.

Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте.

Темочки:

Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни.

Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет.

Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Шахматы – игра сильнейших.

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя.

Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, взаимопомощи. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причём ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Процесс обучения азам игр в шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

Цель:Познакомить дошкольников с миром шахмат, прививать интерес к игре.

Задачи:

Образовательная: расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.

Воспитательная: дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать решение, не унывать при проигрышах.

Эстетическая: обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.

Физическая: развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.

Коррекционная: помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Участники проекта : воспитанники среднейгруппы (4-5 лет, педагог, родители.

Продолжительность проекта : две недели.

Продукты проекта : альбом с изображением шахматных фигур и их названия, лепбук «Шахматы», изготовление масок «Шахматные фигуры» (театр).

2. Теоретический обзор

Игры в шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.

Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды он пришел к королю и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы) очень понравилась правителю, но взамен крестьянин попросил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился.

Условие было такое:

Положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтобы с каждым разом количество зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку 1 зерно, на вторую 2 зерна, на третью клетку 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!

Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил всё досконально об игре в шахматы. В награду король отдал все запасы зерна из амбаров крестьянину, который разделил все поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.

Шахматная игра практически является бесконечной – если бы человек со времен Адама и Евы не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны.

Шахматные фигуры – главные действующие лица любой шахматной партии. В шахматах их шесть разных видов фигур. Это король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка по два комплекта – белые и черные. В шахматы играют 2 соперника : один из них белыми фигурами, другой - черными. У каждого из игроков 16 фигур.

Правила игры в шахматы :

Первое правило шахматной игры для начинающих :

«Тронул – ходи!» при желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю»

Второе правило игры в шахматы :

«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры»

Третье правило:

«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью»

Четвертое правило в шахматах :

«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

Пятое правило:

«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции»

Этапы работы

Этап/

Дата Тема Форма организации Участники

1 этап. Подготовительный

17.07- 19.07. Знакомство с историей развития шахмат Сказка «Два короля»

Игра «Найди кубики»

Экскурсия по шахматной доске

Изготовление масок «Шахматные фигуры» Дети 4-5 лет,

родители

2 этап. Основной

20.07 -21.07. Знакомство с шахматной доской. Игра «Расположи правильно шахматную доску»

Игра «Диагональ»

Игра «Буковки»

Игра «Шахматные дорожки»

Изготовление альбома «Шахматные фигуры» Дети 4-5 лет, родители

24.07 – 26.07. Знакомство с шахматными фигурами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Дидактическая игра «Волшебные дорожки»

Шахматный театр «Колобок», «Репка» и «Теремок»

Дети 4-5 лет, родители

28.07. Шахматный калейдоскоп Дидактическая игра «Кто быстрее расставит фигуры»

Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает»

Дидактическая игра «Первый-второй»

Выставка рисунков «Волшебный мир шахмат» Дети 4-5 лет

3 этап. Заключительный

31.07. Совместное изготовления театра Дети 4-5 лет, родители

Вывод

Дети дошкольного возраста познакомились с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.

Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка», куда вошли книги о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр.

Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду детского сада.

Литература

1. Гил В. Я. Необычные шахматы. – М. : Астрель, 2002.

2. Мацукевич А. А. Шахматные правила – М. : Астрель, 2007.

3. Нестеров Д. В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М. : РиПДЛ-Классик, 2006.

Публикации по теме:

Проект «Сказочный мир шахмат»Проект «Сказочный мир шахмат» Актуальность проекта Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся.

Проект для детей 4–5 лет «Удивительный мир театра»Проект для детей 4–5 лет «Удивительный мир театра» Вид проекта: информационно-творческий, групповой. Участники проекта: дети средней группы"Островок", родители, воспитатель. Возраст:.

Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар»Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар» Воспитатель: Муцулханова Ламара Усмановна МАДОУ ДС " Калинка" Даже известное известно немногим. Аристотель (384–322 до н. э.) древнегреческий.

Краткосрочный проект «Удивительный мир насекомых» в средней группеКраткосрочный проект «Удивительный мир насекомых» в средней группе Актуальность: С приходом весны оживает всё вокруг, просыпаются и насекомые. Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была.

Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос»Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос» .

Проект для средней группы «Книги — это удивительный мир»Проект для средней группы «Книги — это удивительный мир» Проект для средней группы «Книги – это удивительный мир» Шепель М. В., Смирнова О. М. Возраст: средняя группа (4 - 5 лет). Вид проекта:.

Проект «Удивительный мир динозавров»Проект «Удивительный мир динозавров» Актуальность: Динозавры – актуальная тема еще с древних времен не только для ученых, но и для обычных людей, особенно эта тематика интересует.

Проект в старшей группе «Удивительный мир животных»Проект в старшей группе «Удивительный мир животных» Вид проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: воспитатели, дети группы,родители. Продолжительность проекта: 3 недели. Проблема:.

Проект «Волшебный мир шахмат» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка» Проект «Волшебный мир шахмат».

Проект «Загадочный и удивительный лес»Проект «Загадочный и удивительный лес» После проведённого проекта «Красная книга Кубани», (о котором я рассказывала в предыдущей публикации) ребята еще больше увлеклись ознакомлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Удивительный мир шахмат»
Опубликовано: 1 августа 2023 в 07:34
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный проект «Удивительный мир шахмат»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Городилова (УИ 1723370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД