Алена Городилова
Краткосрочный проект «Удивительный мир шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
«Удивительный мир шахмат»
(для детей 4-5 лет)
Воспитатели:
Городилова А. В.
Абдуллаева Е. И.
Актуальность:
Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.
Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте.
Публикация «Краткосрочный проект „Удивительный мир шахмат“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни.
Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет.
Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Шахматы – игра сильнейших.
Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя.
Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, взаимопомощи. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причём ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Процесс обучения азам игр в шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.
Цель:Познакомить дошкольников с миром шахмат, прививать интерес к игре.
Задачи:
Образовательная: расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.
Воспитательная: дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать решение, не унывать при проигрышах.
Эстетическая: обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.
Физическая: развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.
Коррекционная: помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Участники проекта : воспитанники среднейгруппы (4-5 лет, педагог, родители.
Продолжительность проекта : две недели.
Продукты проекта : альбом с изображением шахматных фигур и их названия, лепбук «Шахматы», изготовление масок «Шахматные фигуры» (театр).
2. Теоретический обзор
Игры в шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.
Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды он пришел к королю и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы) очень понравилась правителю, но взамен крестьянин попросил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился.
Условие было такое:
Положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтобы с каждым разом количество зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку 1 зерно, на вторую 2 зерна, на третью клетку 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!
Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил всё досконально об игре в шахматы. В награду король отдал все запасы зерна из амбаров крестьянину, который разделил все поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.
Шахматная игра практически является бесконечной – если бы человек со времен Адама и Евы не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны.
Шахматные фигуры – главные действующие лица любой шахматной партии. В шахматах их шесть разных видов фигур. Это король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка по два комплекта – белые и черные. В шахматы играют 2 соперника : один из них белыми фигурами, другой - черными. У каждого из игроков 16 фигур.
Правила игры в шахматы :
Первое правило шахматной игры для начинающих :
«Тронул – ходи!» при желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю»
Второе правило игры в шахматы :
«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры»
Третье правило:
«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью»
Четвертое правило в шахматах :
«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».
Пятое правило:
«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции»
Этапы работы
Этап/
Дата Тема Форма организации Участники
1 этап. Подготовительный
17.07- 19.07. Знакомство с историей развития шахмат Сказка «Два короля»
Игра «Найди кубики»
Экскурсия по шахматной доске
Изготовление масок «Шахматные фигуры» Дети 4-5 лет,
родители
2 этап. Основной
20.07 -21.07. Знакомство с шахматной доской. Игра «Расположи правильно шахматную доску»
Игра «Диагональ»
Игра «Буковки»
Игра «Шахматные дорожки»
Изготовление альбома «Шахматные фигуры» Дети 4-5 лет, родители
24.07 – 26.07. Знакомство с шахматными фигурами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Дидактическая игра «Волшебные дорожки»
Шахматный театр «Колобок», «Репка» и «Теремок»
Дети 4-5 лет, родители
28.07. Шахматный калейдоскоп Дидактическая игра «Кто быстрее расставит фигуры»
Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает»
Дидактическая игра «Первый-второй»
Выставка рисунков «Волшебный мир шахмат» Дети 4-5 лет
3 этап. Заключительный
31.07. Совместное изготовления театра Дети 4-5 лет, родители
Вывод
Дети дошкольного возраста познакомились с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.
Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка», куда вошли книги о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр.
Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду детского сада.
Литература
1. Гил В. Я. Необычные шахматы. – М. : Астрель, 2002.
2. Мацукевич А. А. Шахматные правила – М. : Астрель, 2007.
3. Нестеров Д. В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М. : РиПДЛ-Классик, 2006.